Без пятен на солнце События

Без пятен на солнце

В Малом зале консерватории подвел итоги Международный фестиваль-конкурс «Vivat Musica!»

В современной системе образования конкурсы заняли прочное место. Кто бы что ни говорил о вреде и стрессе для нервной системы, но состязательность заложена в самой природе человека – ​проявить себя, доказать, что ты лучший, сильнейший, найти в этом мотивацию для саморазвития. Почувствовать свою востребованность и вписанность в социум, наконец. Это важно не только для взрослых людей, но и для юных, еще осматривающихся вокруг в поисках верного профессионального пути.

Сейчас все чаще встречается формат фестиваля-конкурса, когда вокруг квалификационных прослушиваний выстраивается образовательная система: мастер-классы, концерты. Да и подход жюри к оценке участников направлен на поддержку таланта и мотивации к продолжению дальнейшего обучения: на «Vivat Musica!» тенденция отметить и поощрить преобладала над выискиванием «пятен на солнце».

Проект существует уже восемь лет и прошел серьезный путь эволюции: от небольшого смотра инструментальных солистов, самодеятельных и любительских хоров до масштабного соревнования между творчески состоявшимися молодыми музыкантами. В этом году подано рекордно большое количество заявок – 273, но надо понимать, что среди них – не только пианисты, органисты, скрипачи, духовики и солисты-певцы, но одиннадцать инструментальных ансамблей и 28 хоровых коллективов из Италии, Франции, Южной Кореи и России.

По словам президента Фонда развития творческих инициатив Александра Соловьёва, «наш конкурс сейчас уже вырос из “детских штанишек”, из категории дополнительного образования, не претендующего на высокий профессиональный уровень. Залы ЦМШ, Гнесинской десятилетки, Российского национального музея музыки, где проходили прослушивания, обязывали участников соответствовать высокой творческой планке».

Валентина Домме – представитель культурной ассоциации «Festival & Contest» в Италии, но дочку посоревноваться привезла в Москву, потому что тут реально можно «сверить часы» и понять, куда двигаться дальше. «В Италии нет такого высокого среднего уровня: среди отдельных талантливых ребят преобладают любители, – делится наблюдениями Валентина. – А тут даже самый юный участник – уже профессионал, ребенок выходит и играет как на концерте – легко, свободно, безо всякой боязни сцены». Но для вокалиста поездка в Италию – необходимая страница в развитии, поэтому для обладательницы первой премии Евдокии Онучиной спецприз от «Festival & Contest» оказался приятным бонусом.

«Vivat Musica!» образца 2019 заметно модифицировался, стал международным. А получение статуса лауреата международного конкурса – серьезный манок для многих. Организаторы расширили репертуарные рамки; раньше по регламенту все должны были исполнять только зарубежных композиторов, но в этом году включили и отечественных авторов, что также открыло многим путь к участию. Появился призовой фонд, 310 тысяч рублей: для детско-юношеского конкурса – это серьезная цифра. Он был обеспечен благодаря поддержке Фонда президентских грантов, что также придало ускорение проекту. В регламенте появилась важная строка о возможности участия детей с ограниченными возможностями. И одним из таких конкурсантов стал Илья Щеголев, проявивший себя как талантливый вокалист. «Он действительно поразил членов жюри до слез, спев русскую народную песню. Конкурс дал ему шанс почувствовать себя нужным обществу», – подчеркнула Анна Московчук, художественный руководитель «Vivat Musica!»

Еще один фактор привлечения интереса конкурсантов – это приглашение в состав жюри по-настоящему авторитетных зарубежных специалистов в своих областях. На «Vivat Musica!» приехали Донка Митева, представляющая одновременно Болгарию и Германию, и Томми Нискала из Финляндии – оба известные в Европе хоровые дирижеры. В номинации «фортепиано» в жюри работала Линь Пинь Цзюнь (Тайвань), кстати, воспитанница Московской консерватории, у органистов – Хироко Иноуэ из Японии, а в номинации «инструментальное исполнительство» – Владислав Врублевский из Беларуси.

Расширение жанровых границ – стратегия «Vivat Musica!» В афише этого года появилась номинация «орган», куда подали заявки органисты из Москвы, Санкт-­Петербурга и Саратова. Юные органисты – это штучный товар, так как обучение сопряжено с особыми сложностями: дома инструмента, как правило, нет, приходится изыскивать дополнительные часы, чтобы позаниматься на органе в школе или училище. Орган вырабатывает такие качества, как дисциплинированность, умение жить по расписанию, что пригодится потом в любой деятельности. «Такие конкурсы важны еще и тем, что младшие дети могут послушать более старших товарищей и увидеть перспективу – к чему им стремиться, каких успехов они могут добиться. Дети поиграли на прекрасных инструментах, мы в следующем году обязательно снова примем участие», – высказала свои впечатления педагог из города Видное Наталья Летюк.

Яна Бадгали, школа № 118

По условиям конкурса жюри может выбрать самого яркого исполнителя из всех лауреатов и присудить Гран-при. Не всегда бывает безусловный лидер, но в этом году звезды сошлись над Женским хором Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова.

«Самое ответственное для любого музыканта – выступать в Москве и в Санкт-Петербурге. Когда мы гастролируем за рубежом, русское искусство воспринимают “на ура”, и там проще получить высшую награду, чем на родине. Для нас это тринадцатый Гран-при и третий, который мы завоевали в Москве, – рассказал руководитель коллектива, композитор, дирижер, профессор Сергей Екимов. – Мне приятно, что девочки, несмотря на жесткий график (мы вечером еще выступали в Большом зале Московской консерватории на Великопостном фестивале), сумели собраться и выдать максимально качественный результат.

В конкурсной программе мы исполнили премьеру моего сочинения “Богородице, дево” и русскую народную песню “На горе-то калина”. Она, кстати, есть в репертуаре Камерного хора МГК, поставившего рекорд по скорости и по качеству исполнения. Мы поем немножко спокойнее, что связано со сложным сценическим движением. А завершили программу песней Александры Пахмутовой – “Хорошие девчата”, которая символична для нашего женского хора. Мы дорожим и гордимся, что принимали участие в авторском вечере Александры Николаевны, и возможно 26 июня будем чествовать ее в Петербурге навстречу грядущему юбилею.

Нужны ли такие конкурсы? Безусловно, потому что они дают нам возможность поддерживать творческую форму. Если мы “сядем” только на обеспечение нашей обычной рутинной работы – практики студентов, выступления на экзаменах, отказавшись от концертов, гастролей, – на мой взгляд, это сразу же приведет к падению профессионального уровня. Женский хор училища, как любой студенческий коллектив, существует, по сути, один сезон. Потому что одни заканчивают обучение и уходят, а на смену им приходят другие. И необходимо все время подтверждать наши художественные достижения. Чтобы достигнутый уровень сохранялся, я обязательно каждый год принимаю участие хотя бы в одном, а то и в нескольких конкурсах.

График у нас насыщенный, мы постоянно учим новые произведения – и для экзаменов, и для концертных выступлений. Тогда девушкам интересно, есть стимул для развития и азарт – съездить куда-то, посмотреть новые места, поконцертировать в хороших залах».

За красных и за пурпурных События

За красных и за пурпурных

На фото: Композитор Клаус Ланг (слева) и дирижер Максим Емельянычев На фестивале «Опера априори» почти подряд прошли два концерта с музыкой современных композиторов.

Марфа и Любаша – двойники? Рецензии

Марфа и Любаша – двойники?

В Москве показали «Царскую невесту» – первую постановку Приморской сцены Мариинского театра

Любовь и голуби События

Любовь и голуби

В Новосибирском музыкальном театре состоялась премьера оперетты Иоганна Штрауса «Ночь в Венеции»

Аспекты триумфа События

Аспекты триумфа

XIX фестиваль «Триумф джаза» выбрал одной из своих площадок Светлановский зал Дома музыки. СРЕДИ участников – ​приглашенные гости и отечественные музыканты