Без экстатической крайности События

Без экстатической крайности

В Пермском театре оперы и балета прошла презентация своего Камерного оркестра

После исхода Курентзиса из Новосибирского театра оперы и балета его бывший директор Борис Мездрич сокрушался о выжженной пустыне, которую оставил после себя дирижер. В Перми все иначе. Пережив кадровую лихорадку и сделав перерыв в новых постановках, театр вовсю готовится к своей следующей эпохе и строит поразительно амбициозные планы.

Уже появился Камерный оркестр, а впереди – новая сцена, сотрудничество с Зальцбургской филармонией и Моцартеумом. Теперь за музыкальной жизнью Перми можно будет наблюдать через двойную, русско-австрийскую оптику – театры ждут совместные концертные программы, обмен дирижерами, музыкантами и студентами. Но несмотря на столь удачно налаживающееся взаимодействие, европейская сторона все-таки проявила здоровый скепсис и обратилась к Пермскому театру с логичным вопросом: «А что у вас после Курентзиса?» И тут минус географического положения Перми, далекой от всех столиц, одним махом обратился в плюс. Нельзя представить более подкупающего и соблазнительного для Австрии феномена, чем «таежный Моцарт» – индикатор эпохи Курентзиса.

Вообще говорить о Пермском театре, не упоминая имени Теодора, уже не получится. Превратив уральский город в одну из мировых музыкальных мекк, Курентзис, как бы ни была противоречива его фигура, в конечном счете создал новый бренд Пермского театра. И рождение Камерного оркестра – явление, несомненно, посткурентзисское. Ведь именно с приходом маэстро Большой симфонический оркестр стал полноправной частью Театра оперы и балета, образовав, по сути, его третье, «филармоническое» направление – случай, исключительный для любой подобной институции.

Появление в турбулентные для театра времена камерного состава оркестра, которым уже давно обзавелись все представители haute couture в мире академической музыки, – не только большая заявка. Возможно, это своего рода вызов самим себе. Если у Пермского театра и была задача не проиграть эту войну после ухода Теодора, то наиболее сильным и дальновидным оружием могло бы оказаться создание именно такого коллектива. И даже парадоксально, что возник он именно сейчас, а не при всемогущем Курентзисе.

Новый состав оркестра начали формировать с июля, то и дело сталкиваясь с отказами. Кого-то смущало расстояние. Все-таки «таежный Моцарт» в России производит ровно противоположный эффект; в данном случае «что немцу хорошо, то русскому – смерть». Другие просто не верили, что осиротевший театр сможет выбраться из руин. Но в конечном счете основной состав был сформирован из исполнителей, занимавших ведущие позиции в своих коллективах, а ядром Камерного оркестра стали выходцы из musicAeterna. «Мы этого не стесняемся, мы этим гордимся», – заявил генеральный директор театра Андрей Борисов, уточнив, однако, что теперь театр пойдет своим путем.

Направления этого нового пути обсуждали во время дискуссии, предварившей концерт-презентацию Камерного оркестра. Его художественный руководитель и новый главный дирижер театра Артём Абашев рассказал о репертуаре молодого коллектива. Сохраняя условия для «бациллы перфекционизма», занесенной Курентзисом, он также не собирается ограничиваться каким-либо одним стилем, будь то средневековая, барочная музыка, венская классика, сочинения композиторов-романтиков или новейшие произведения. О самом оркестре Абашев отзывается уже с отеческой интонацией: «У меня сложилось впечатление, что все музыканты соскучились по процессу сотворения музыки. Например, вчера они задержали меня на тридцать минут! Такой отклик бывает очень редко. Но зависит он, в том числе, от дирижера. Как бы нескромно это ни звучало, их надо вдохновлять. Музыкантов необходимо заразить так, чтобы они не занимались ничем, кроме музыки. Это ведь даже не работа – это жизнь».

Камерный оркестр Пермской оперы. Солист Иван Подъемов, дирижер – Артем Абашев

В программу концерта-презентации вошли произведения, написанные в ХХ веке, но имеющие ретроспективное свойство: необарочный Стравинский, позднеромантический Шёнберг и непохожий на себя, чуть ли не взаправду классицистский Рихард Штраус. Охватив из одной точки ХХ века три столетия музыки, Камерный оркестр, изначально заявивший о готовности работать с произведениями разных стилей, презентовал себя очень грамотно. Концерт для гобоя с оркестром Рихарда Штрауса, в исполнении которого принял участие приглашенный солист-гобоист Королевского оркестра Консертгебау (Амстердам) Иван Подъёмов, прозвучал так, как этого ждешь от любого признанного европейского коллектива, – что называется, «с иголочки».

За безукоризненным Штраусом последовало исполнение Сюиты для малого оркестра из музыки балета с пением Стравинского «Пульчинелла». Пересочиненные в ХХ веке фрагменты пьес итальянского композитора эпохи барокко Джованни Баттисты Перголези требуют от музыкантов предельной аккуратности. В этом произведении сложно ошибиться и остаться незамеченным. Здесь каждый тембр – герой. Возможно слишком быстрый темп внес некоторую суету даже в медленных частях. Многие красивые соло могли бы прозвучать ярче, если бы не натиск струнной группы. Завершила концерт «Просветленная ночь» Арнольда Шёнберга – редакция секстета, переложенного композитором для струнного оркестра. Здесь коллектив несколько передерживал ritenuto и паузы, слегка притупив этим почти что вагнерианскую экспрессию сочинения, – впрочем, некритичный момент при уверенном хорошем исполнении.

«Единый организм равноправных партнеров», – так Абашев определил акустическую задачу Камерного оркестра, добавив, что для него этот коллектив уже состоялся. Единым организмом оркестр стал и по своей сути, как и Пермский театр оперы и балета в целом. Сейчас, несмотря на все сложности, в нем образовалась здоровая и лишенная бывшей экстатической крайности атмосфера. Кажется, театр зажил на трезвую голову. И людям, которые приняли на себя ответственность за эту новую жизнь, от всей души сопереживаешь. В конце концов, не может один человек вершить судьбу места, и до него неплохо существовавшего.


Артем Абашев,
главный дирижер Пермского театра оперы и балета,
художественный руководитель Камерного оркестра Пермской оперы

Идея создания камерного оркестра в Пермском театре появилась в начале нынешнего сезона. Часть коллектива musicAeterna, 27 музыкантов, решили не переезжать в Санкт-Петербург, а остаться работать в Перми. Они пополнили симфонический оркестр театра. И уже тогда мы увидели в этом большой потенциал для создания камерного коллектива.

Еще летом, до открытия сезона, мы начали прослушивания и пригласили в оркестр театра высокопрофессиональных талантливых музыкантов из разных городов. Планируя при этом, что они войдут и в камерный оркестр. В первой половине сезона состоялось несколько концертов, на которых участники будущего коллектива получили возможность сыграться, проявить себя. И вот, 16 февраля мы презентовали публике Камерный оркестр Пермской оперы – именно так звучит его название, а в английской версии – Perm Opera Chamber Orchestra. Для концерта-презентации мы выбрали произведения Игоря Стравинского, Рихарда Штрауса и Арнольда Шёнберга.

При создании коллектива мы опирались на традиции и опыт Пермского театра, исполнительское мастерство его музыкантов, которые работают здесь уже несколько лет. Участники оркестра, пополнившие его недавно, разделяют наш подход и к работе с музыкальным материалом, и к взаимодействию музыкантов внутри коллектива. Всех нас объединяет творческое неравнодушие и здоровые амбиции.

Камерный оркестр будет вести самостоятельную художественную и гастрольную деятельность, оставаясь при этом неотъемлемой частью Пермской оперы. В будущем он станет ядром второго симфонического оркестра, который планируется создать с расчетом на новую сцену театра. Свои планы мы строим на перспективу, в ней есть концертная деятельность в Перми и городах края, гастроли и участие в фестивалях на российских и международных площадках.

В зависимости от концертных программ в состав коллектива входят музыканты театра и приглашенные солисты – уже есть договоренности на несколько предстоящих событий. Репертуар нового коллектива будет разнообразным: мы не ограничиваем себя в выборе произведений, руководствуясь собственными интересами к партитурам русских и зарубежных композиторов разных эпох. В том числе к сочинениям современных авторов. Следующий ближайший концерт Камерный оркестр Пермской оперы даст 23 марта: прозвучат Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» Петра Чайковского и Камерная симфония для струнного оркестра Дмитрия Шостаковича.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди