Борьба продолжается События

Борьба продолжается

29 ноября в Московском Доме композиторов состоялся симфонический концерт XL Международного фестиваля современной музыки «Московская осень»

Большую разноплановую программу исполнил Симфонический оркестр радио «Орфей». В этом году коллектив отмечает 20-летний юбилей. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра – Сергей Кондрашёв, ученик и последователь российских мастеров Марка Эрмлера и Геннадия Рождественского, убежден, что «обязательно нужно играть современную музыку – только так искусство будет развиваться, находить новые пути».

Два премьерных сочинения Александра Клевицкого, впервые обратившегося к крупным симфоническим формам, – Симфония «XXI век. Борьба продолжается» и Концерт для флейты с симфоническим оркестром, произвели яркое впечатление. Обращение к цикличности, утвердившей себя в академической музыке (симфония написана в трех частях), свидетельствует о приоритетах композитора, его опоре на устоявшиеся традиции.

Мышление автора сосредоточено на передаче ощущения нашей действительности, насыщенной необыкновенной информативностью, изменчивостью и настойчивым желанием человека понять этот мир, принять его и определить свое место в нем. Созерцание или борьба – Клевицкий предпочитает активное участие, вмешательство, действенность. Автор утверждает свой стиль: детали музыкальной фактуры, оркестровой ткани всегда осмысленны, мелодичны, органично соотносятся друг с другом, с необыкновенным динамизмом идет развитие, противопоставление, взаимодействие. Общее настроение, несмотря на драматизм, позитивно.

Естественным явилось продолжение размышлений композитора в Концерте для флейты. Первая исполнительница произведения, лауреат международных конкурсов Элла Должикова призналась, что влюблена в Концерт: «Музыка оказалась специфической, совершенно не похожей на то, что я раньше играла, как с точки зрения художественной, так и технической».

Элла – чрезвычайно виртуозна, впечатление, что ее игра – это дуновение ветра, свободное и непринужденное. Концертность в данном случае не рассчитана на противопоставление солиста и оркестра, они скорее ведут диалог, взаимодействуя друг с другом. Первая часть – поиск, своеобразное – «быть или не быть», вторая – некое равновесие, третья часть – утверждение действия. В любом случае, – приоритет движения.

«Лирическая поэма» Кирилла Уманского, признанного мастера оркестрового письма, погружает в атмосферу ностальгических состояний, имеющих исповедальный, личностный характер. Произведение, что характерно, написано по предложению радио «Орфей».

Молодые композиторы Алина Подзорова и Ольга Озерская представили соответственно «Другое небо» и «Déjà vu» – красочно расцвеченные, колористически богатые партитуры. Авторов волнуют сложные вопросы бытия. «Другое небо» – это один из главных символов Библейской книги «Апокалипсис», один из образов Царства Небесного, известный еще с древних времен. «Déjà vu» – попытка осмыслить таинственные явления; возникающие вопросы: неужели существуют судьба, рок, и многое или почти все предопределено?

Знакомство и творческое сотрудничество с известными казахскими музыкантами способствовало появлению «Казахского» Capriccio № 9 для фортепиано с оркестром Владимира Качесова.

За пульт Симфонического оркестра встал Касым Айтбаев – главный дирижер Центрального ансамбля Министерства обороны Республики Казахстан. Сольную фортепианную партию исполнил Ернар Нуртазин – художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Государственной академической филармонии г. Астаны. С особым проникновением они исполнили Capriccio, в основе которого – народные лирические темы: экспрессивная «Япырай» и быстрая, кюй «Адай», обычно исполняемый народными музыкантами на казахской домбре. Автор, следуя своей склонности использовать элементы джаз-рока, сочетает разноплановые фрагменты в замечательном единстве. Произведение настолько понравилось слушателям, что его финал был исполнен на бис.

Вся программа, исполненная оркестром высокопрофессионально и с отличным пониманием особенностей стиля каждого автора, вызвала неподдельный интерес и восхищение аудитории.

 

Испытание Бетховеном События

Испытание Бетховеном

Об открытии филармонического абонемента Московского камерного оркестра Musica Viva «Шедевры и премьеры»

Россини и постмодернизм События

Россини и постмодернизм

Россиниана Большого театра пополнилась нетривиальным названием: на Исторической сцене прошла премьера «Путешествия в Реймс» – ​оперы, созданной в 1825 году в честь коронации французского короля Карла X в Реймсе.

Под знаком «семь» События

Под знаком «семь»

В Большом состоялись гастроли Национальной оперы «Эстония»

Согласье струн в концерте… События

Согласье струн в концерте…

В БЗК отметили 90-летие со дня рождения Льва Власенко