Читай, слушай, люби События

Читай, слушай, люби

В Музее Прокофьева прошла презентация книги музыкального критика Екатерины Бирюковой

Сборник рецензий Екатерины Бирюковой «Три героя моего времени» посвящен дирижерам Теодору Курентзису и Владимиру Юровскому и оперному режиссеру Дмитрию Чернякову. Он дает исторический срез и позволяет взглянуть на становление талантов, амбиции которых автор разглядела практически сразу.

Презентацию вел критик и композитор Петр Поспелов, и это была первая встреча в в новом формате : Союз композиторов России и музей Прокофьева задумали «Нелекторий “Петя и волки”», где про Петю все ясно, а «волками», то есть интересными собеседниками, призваны быть разные деятели искусства и культуры. Начиная рассказ о книге, Поспелов обрисовал ситуацию с музыкальной критикой 1990-х – начала 2000-х, когда на смену старой гвардии пришла так называемая «новая волна», с особым стилем и приемами письма, главным из которых стали откровенность и прямота высказывания.

Автор книги подчеркнула, что герои сборника – ее ровесники: «мы из одного поколения». Говоря о Теодоре Курентзисе, собеседники вспомнили, как Бирюкова когда-то упрекала Курентзиса в избытке серьезности. Ведущий спросил автора, не изменила ли она своего мнения. «Недостаток с годами превратился в достоинство», – ответила Бирюкова. Нашлось место и беседе о легендарном интенданте Жераре Мортье, имевшем отношение и к Курентзису, и к Черня­кову. Собеседники вспоминали первоклассного по качеству «Евгения Онегина» в Большом театре и первую работу Чернякова на большой сцене – оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова в Мариинском театре, где внешняя форма была непривычна, а внутреннее содержание передавало религиозную метафизику оригинала. Говорили, что Юровский в начале 2000-х был уже знаменит и востребован, но не у нас, хотя хотел работать в России. И как знаменитый дирижер, возглавив ГАСО, начал совмещать московские концерты с блистательными лекциями о музыке. В результате – полный зал Филармонии на современной музыке. «Лучший урок музлитературы в моей жизни», – написала Екатерина Бирюкова в своей книге.

Вечер завершился концертом, в котором пели артисты Молодежной оперной программы Большого театра. Им помогала концертмейстер Екатерина Вашерук. Тенор Давид Посулихин, в частности, исполнил романс Чайковского «То было раннею весной», меццо-сопрано Евгения Асанова – песню Штрауса «Отдохни, душа», контратенор Вадим Волков обратился к вокальному творчеству Форе. В начале концерта ведущий предупредил, что, кроме известных вокальных номеров, публику ждет «мировая премьера». Поспелов, как автор музыки, объяснил замысел так: обычно критики пишут рецензии на музыку, а тут музыка написана на рецензию. Слова для вокального трио «Юровский или Курентзис?» и впрямь взяты из одноименной статьи Екатерины Бирюковой. Композитор и солисты заставили публику (и автора текста) смеяться до слез, когда с серьезным видом распевали «на небюджетно-близком расстоянии друг от друга … выступили два любимца продвинутой московской публики», и один из них «превращает концертный зал в лекторий, другой – в храм», а «Абрамович, Капков и Познер в толпе послушников». Упомянутые в тексте рецензии Реквием Моцарта, опера Вагнера, современный композитор Сергей Загний и немецкая монахиня двенадцатого века Хильдегарда Бингенская удостоились соответствующих музыкальных цитат в партитуре. Автор этих строк упрекает себя за то, что не спросила у композитора, есть ли в мире аналоги подобных проектов. Вдруг на наших глазах рождался новый жанр вокальной музыки? Кто знает?

Чем дальше — тем ближе События

Чем дальше — тем ближе

Ensemble Modern в проекте «On air»

Победа над изоляцией
События

Победа над изоляцией

Завершилось голосование по интернет-конкурсу «Чайковский из дома»

На домашнем. Саундтрек самоизоляции События

На домашнем. Саундтрек самоизоляции

К концу марта 2020 года стало понятно, что коронавирус останется в нашей жизни чуть дольше, чем хотелось бы.

Дома вместе
События

Дома вместе

Представители поп-культуры осваивают онлайн-формат концертов