Да будет свет События

Да будет свет

В рамках фестиваля «Видеть музыку» состоялся дебют в Москве Калининградского областного музыкального театра

Пока в Калининграде строится кластер, включающий в себя оперный театр (как филиал Большого театра), хореографическое училище, консерваторию и многое другое, главным хедлайнером в регионе остается Калининградский музыкальный театр. В его репертуаре одинаково широко представлены классические оперы и «легкие» жанры — оперетта и мюзикл, драматические спектакли и концертные программы.

Географическая удаленность от центра не мешает активному сотрудничеству со столичной «Геликон-оперой» и её руководителем Дмитрием Бертманом. Череда успешных совместных постановок увенчалась «Иолантой» П. Чайковского (премьера состоялась в 2018 году), которую и предъявили московскому зрителю. В отличие от многих участников фестиваля, чьи гастроли поддержаны местными властями, калининградцам пришлось приехать за счет собственного бюджета. «Мы надеемся, что возможно после этой поездки наши власти обратят на нас внимание», — призналась на пресс-конференции художественный руководитель театра Елена Альфер.

Пока же театр поддержали московские коллеги – солисты из Калининграда выступили в кооперации с оркестром и хором «Геликон-оперы» под управлением дирижера Евгения Ильина.

«Иоланта», последняя опера Чайковского, прочно закрепилась в мировом театральном репертуаре, существуют разные радикальные режиссерские версии, и на сегодняшний день публику уже сложно чем-то удивить. Калининградский театр и не пытается шокировать свою аудиторию, скорее привлекает внимание к очень ясным и простым мотивам этого сюжета — к поиску своего «я» во мраке сомнений и к одухотворяющей любви.

Эти принципы заложены в режиссуре Ильи Ильина и художественном оформлении Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой. Повсюду расставлены красиво наряженные куклы, которые манят Иоланту в мир грёз, где нет волнений и жизнь течет размеренно. Но как только служанки уходят, Иоланта немедленно отбрасывает куклы в сторону, потому что ей уже с первой сцены хочется познать мир таким, какой он есть. Помогает то, что в голосе Екатерины Феоктистовой с самого начала обозначаются волевые нотки, делающие закономерной метаморфозу из невинной девочки в сильную женщину — так что ее сольные номера «Отчего это прежде не знала» и «Источник жизни и познанья» воспринимаются как части единого образа.

В характере Водемона (Виталий Фомин) опять же чувствуется двойственность — когда он вместе с Робертом (Илья Крестоверов) осматривается возле замка, в нём видна благородность и степенность. Но уже в следующей сцене с Иолантой он превращается в пылкого юношу, в котором и не распознаешь графа. Пожалуй, ни один номер во время представления не сопровождался такими бурными аплодисментами, как его дуэт с Иолантой.

«Чрезмерно заботливый» отец Иоланты король Рене здесь подан без всякого снисхождения и милосердия, благодаря игре замечательного баса Григорий Соловьёв, солиста Геликон-оперы (где он задействован в широком амплуа от Лепорелло до Мефистофеля). В его внешнем виде подчеркнут высокий рост, прямая осанка и железная воля. Королевская мантия и корона заменяются на армейскую чеканку.

Традиционно пользующиеся успехом у публики арии «Кто может сравниться с Матильдой моей» Роберта и «Два мира» Эбн-Хакиа (Александр Дудницкий) были приняты «на ура» и в этот раз.

Возможно, именно казуальный облик всех остальных персонажей по-настоящему оттеняет любовь Иоланты и Водемона. Она не статична, как показывают костюмы персонажей, претерпевающие существенную трансформацию от начала к концу — парадный фрак Водемона становится простой деревенской рубахой, а обитое рюшками платье Иоланты сменяется ярко-красным (подобно «Списку Шиндлера», художники играют на контрасте цветов, что в данном случае уместно). В моментах страха и отчаяния просыпаются демонические силы: снаружи к влюбленным тянутся руки, раздирая занавеси, словно в фильме ужасов.

Перед нами не страна чудес, а скорее Королевство Кривых Зеркал — искусственно созданная реальность, которая обрушивается, так же как в конце оперы с треском обрушивается заложенный камнями портал посередине сцены, откуда бьёт яркий свет надежды. Величественно марширует к финальным аккордам оркестр, вновь показавший фирменную геликоновскую слаженность и порадовав соло деревянных духовых.

Очевидно, что фестиваль «Видеть музыка», поддержанный Фондом президентских грантов, выполняет свою миссию – сближать столицу и регионы. Хочется верить, что московская публика еще не раз увидит и по достоинству оценит труд калининградцев.

В ногу со временем События

В ногу со временем

Рязанский русский народный хор имени Е.Г. Попова представил мировую премьеру сценической кантаты Рустама Сагдиева «Притча»

Летели качели События

Летели качели

«Новая драма» триумфально победила на Пермском краевом фестивале лучших спектаклей «Волшебная кулиса»

Искусство, приводящее в чувство События

Искусство, приводящее в чувство

В ноябре в Екатеринбурге прошел IX Международный фестиваль современного танца «На грани»

Не на небе – на земле События

Не на небе – на земле

Иван Васильев поставил «Конька-Горбунка» в Башкирском театре оперы и балета