Данс-макабр, или погоня за смертью

27.04.2019
Данс-макабр, или погоня за смертью

Знаменитая балерина Наталья Осипова продолжает удивлять!  И, конечно, радовать ее необъятную армию почитателей. Москва увешана постерами с Натальей Осиповой в преддверии ее гастролей со спектаклем «The Mother» Артура Питы по мотивам «Истории одной матери» Ганса Христиана Андерсена. Свежий опус одного из самых популярных и востребованных современных хореографов уже произвел фурор в Эдинбурге. Настал черед и российской столицы: счастливчики смогут увидеть «Мать» во МХАТе имени Горького 24, 25 и 26 мая.

В руки Артура Питы, «Дэвида Линча современного балета», попалось издание андерсеновской «Истории одной матери», проиллюстрированное итальянским художником AkaB. Это художественное впечатление и послужило творческим стимулом переложить на язык танца притчу о погоне матери за Смертью, забравшей ее дитя, и о неравном поединке с ней. Фирменный язык психоаналитической символики, садистскую сентиментальность в отношении своих героев, пластическую фантазийную образность вселенной Андерсена Пита использовал как великолепный материал для режиссерской концепции драматического танцдейства. У автора мгновенно состоялся кастинг одного актера: только прима лондонского Королевского балета Наталья Осипова могла бы воплотить задуманное. «Это во многих смыслах «новая территория» для Наташи, которая раньше никогда не исполняла роль матери, – говорит Пита. – Кроме того, жанр нарративного балета, который мы исследуем, очень далек от классического, в котором она станцевала почти все главные партии. Но Наташа доверяет своим чувствам и инстинктам и бесстрашно позволяет персонажу, который воплощает на сцене, полностью захватить себя». Пита поставил для Осиповой уже три успешных спектакля. Это «Факада» (2015), «Беги, Мэри, беги» (2016) и «Ветер» (2017) – о таком пиршестве персональных премьер любая балерина может только мечтать!

Осипова – уникальное явление танцтеатра XXI века, равно блистательная и в классическом, и современном репертуаре. Она рассказывает: «Сказка привлекла меня тем, что подобных ролей мне раньше не встречалось. Я играла разные чувства, но любовь матери к ребенку, которая пойдет до конца и пожертвует всем, что имеет, – не пришлось. Артур Пита настолько хорошо знает меня, что сразу понял, что я не смогу пройти мимо этого сюжета». Танцовщик, хореограф, драматический актер в одном лице Джонатан Годдар (номинант на премию Лоуренса Оливье (2008), обладатель престижной Премии круга британских критиков (2014) в номинации лучший танцовщик) исполнит в спектакле «Мать» все лики Смерти в дуэте с Осиповой. В команде проекта также художник и сценограф Янн Сеарба, композиторы и музыканты-мультиинструменталисты Фрэнк Мун и Дэвид Прайс, сценарист Анна Рулевская.

Со времени последнего выступления Осиповой в Москве прошло совсем немного времени, но она уже станцевала премьеру «Two feet» Мэрил Тэнкард на фестивале в Аделаиде (Австралия) о знаменитой русской балерине Ольге Спесивцевой, а за неделю до московских майских гастролей выступит в заглавной партии в премьере балета «Медуза» Сиди Ларби Шеркауи в Лондоне в Королевском балете. Москва не поспевает угнаться за бешеным темпом  творческой жизни Натальи Осиповой.

Александр Фирер