Дарья Румянцева: Конкурсы очень важны для молодых музыкантов Персона

Дарья Румянцева: Конкурсы очень важны для молодых музыкантов

Арфа, королевский инструмент, и играют на нем настоящие принцессы. Профессия эта по преимуществу женская, хотя без мужской подмоги не обойтись – большой, тяжелый инструмент требует в перевозке сильных рук и бережного обращения. А потом на сцену выпархивает принцесса в бальном платье, и начинается волшебство. На Международном телевизионном конкурсе «Щелкунчик»-2017 юная арфистка Дарья Румянцева (ДР)
сразу вырвалась в фавориты. И хотя получила вторую премию (что на конкурсах часто показатель нестандартности и яркого таланта), но была замечена и отмечена многими музыкантами и зрителями-«болельщиками». А также получила спецприз журнала «Музыкальная жизнь» – интервью, которое мы публикуем ниже.

МФ Дарья, вы занимаетесь музыкой с ранних лет. Расскажите, пожалуйста, почему вы отдали предпочтение именно арфе?

ДР Когда мне было три года, мама с папой отвели меня на общеразвивающие музыкальные занятия. В шесть лет я попала в Большой театр на балет «Щелкунчик». Это стало большим событием для меня. Там я увидела и услышала арфу и решила, что буду на ней играть. Я даже не хотела уходить из театра. Потом я поступила в Детскую музыкальную школу при Колледже имени Ф. Шопена к Светлане Владимировне Парамоновой, солистке Российского национального оркестра.

МФ Ранее вы принимали участие и в других конкурсах. Много ли их было?

ДР Участвую в конкурсах с первого класса. Поначалу я вела счет, а потом сбилась, так как их стало очень много (более 20 состязаний – Прим. ред.). Безусловно, очень важным событием для меня стал конкурс «Синяя птица». Там принимали участие не только музыканты, вокалисты, но также циркачи. В 11 лет у меня началась совершенно иная жизнь: новые люди, интервью, съемки. После этого конкурса последовали предложения в другие интересные проекты: выступить на открытии Московского кинофестиваля, на церемонии вручения наград премии «Золотой орел». Я познакомилась с В. Бутусовым и снималась с ним в фильме, с Денисом Мацуевым, с которым играла джазовую импровизацию. Получила огромный композиторский опыт и практику переложений. Теперь я очень люблю джаз – ведь именно благодаря джазу я попала в «Синюю птицу».

МФ Удалось ли на «Щелкунчике» познакомиться и подружиться с участниками?

ДР Сейчас активно изучаю английский язык. С Паломой Со и Мари-Од Мелли, занявшими 1-е и 3-е места в струнной номинации, мы общались немного, потому что пока мой языковой барьер не дает возможности говорить свободно. С пианисткой Евой Геворгян я знакома давно. А вот со скрипачкой Дашей Лист мы увиделись впервые, но сразу же подружились. Теперь планируем совместные проекты, и скоро я еду в Вену, где состоится наш общий концерт.

МФ Принимая участие в огромном количестве конкурсов, считаете ли вы, что для молодых исполнителей это необходимая составляющая в профессиональной карьере?

ДР Конкурсы очень важны для молодых музыкантов. Каким образом можно сделать сольную карьеру, если не участвуешь в конкурсах? Тут ты получаешь колоссальный опыт, играя сам и слушая других. Сюда люди приходят максимально подготовленными, и виден реальный уровень исполнителей. Конкурсы не важнее, чем концерты, но, практически они стоят на одном уровне.

МФ Как вы справляетесь со сценическим волнением, если таковое присутствует? Есть ли разница для вас между исполнением конкурсной программы и концертным выступлением? Как вы настраиваетесь перед выходом на сцену?

ДР Перед концертом я не могу ничего есть. Конечно, волнение всегда присутствует. Когда я играла концерты в детстве, было не очень страшно. Но постепенно стала больше волноваться. После «Щелкунчика» что-то произошло, и теперь я почти не нервничаю, когда выхожу на сцену. Радуюсь, что буду играть перед публикой, и мне это нравится. У нас с моим педагогом есть традиция: перед выступлением я съедаю шоколадную конфетку.

МФ Черный шоколад или молочный?

ДР По-разному. Это секрет моего педагога.

МФ В вашем репертуаре уже большое количество произведений. Что из всей этой палитры вам особенно близко?

ДР Выбор произведений всегда происходит совместно с моим педагогом. Светлана Владимировна прислушивается к моим желаниям и учитывает то, что мне нравится. На данный момент я не могу назвать одно любимое произведение – все, что я играю, мне очень дорого и любимо. Давно хотела исполнить Концерт Глиэра с оркестром. И вот на конкурсе «Щелкунчик» моя мечта сбылась. Сейчас я учу новое произведение – «Интродукцию и Аллегро» М. Равеля. Это потрясающая музыка, и я просто наслаждаюсь, когда занимаюсь!

МФ Р. Глиэр написал свой концерт для прославленной арфистки Ксении Эрдели, которая впервые исполнила это произведение. Какие еще имена русской арфовой школы вам знакомы?

ДР Это, конечно же, Ольга Эрдели и Вера Дулова, у которой учился мой педагог.

МФ А современники?

ДР Стараюсь послушать всех, найти что-то для себя и сделать так, как я чувствую. Равняюсь на старших учеников Светланы Владимировны. Девочки замечательно играют. Мне очень нравится Александр Болдачёв, который пропагандирует сольную арфу. А по исполнению мне ближе всего стиль Варвары Ивановой. Я делаю много переложений на основе Вариных записей – меня интересует фортепианный репертуар, который она адаптирует для арфы.

Фото с официального сайта www.ptica.tv

МФ Много ли времени вы тратите на занятия за инструментом и как проводите досуг?

ДР Раньше я занималась очень мало, мне совсем не хотелось это делать, и поэтому мы постоянно ругались с мамой. В какой-то момент произошел перелом. И сейчас занимаюсь с увлечением. Я живу в Балашихе, а учусь в Москве, поэтому дорога занимает много времени. В переездах читаю – сейчас увлекаюсь фантастикой. А из активного отдыха предпочитаю катание на сноуборде.

МФ Увлечение активным спортом как-то связано с вашим темпераментом?

ДР Я очень неуравновешенный человек. Мне надо сделать все и сразу. Сейчас я играю много романтической музыки, и мой педагог постоянно просит меня умерить свой пыл. Я очень хочу, когда вырасту, сделать переложения Рахманинова. Я чувствую, что это получится. На сегодняшний день я уже сделала переложения Грига. Обожаю Гершвина.

МФ В вашей семье есть еще музыканты?

ДР Мама закончила музыкальную школу, а прадедушка Федор Аркадьевич Кривцун, на которого я очень похожа, был дирижером духового оркестра. Я, кстати, так же как и он, умею писать двумя руками одновременно.

МФ На каких концертных площадках вы чувствуете себя более комфортно – в малых камерных залах, где публика находится в непосредственной близости, или на больших сценах с внушительным количеством зрительских рядов?

ДР Мои концерты проходили в разных залах. Разницы нет никакой, потому что это одна публика, для которой нужно всегда выкладываться. Наверное, мне ближе большие залы, потому что когда выходишь на сцену, дыхание перехватывает. Мой любимый – Большой зал консерватории. Я выступала там 4 раза и, надеюсь, буду играть еще.

Владимир Юровский: <br>Я расцениваю нынешнюю ситуацию как войну с невидимым врагом Персона

Владимир Юровский:
Я расцениваю нынешнюю ситуацию как войну с невидимым врагом

Наша беседа с Владимиром Юровским могла бы состояться в Лондоне, недалеко от королевского театра Ковент-Гарден, где с февраля готовили одну из самых ожидаемых премьер сезона – «Енуфу» Яначека.

Алевтина Иоффе: <br>Пространство спектакля – это сон Персона

Алевтина Иоффе:
Пространство спектакля – это сон

Премьера оперы «Жестокие дети» Филипа Гласса продолжает вектор актуализации репертуара театра.

Габриэль Прокофьев: <br>Внедрение электроники в оркестр открывает новые горизонты Персона

Габриэль Прокофьев:
Внедрение электроники в оркестр открывает новые горизонты

В зале «Зарядье» в исполнении московского коллектива OpensoundOrchestra прозвучали новые произведения Габриэля Прокофьева (ГП).

Вадим Репин: <br>Кризис  – это сито, сквозь которое просеивается все ненужное Персона

Вадим Репин:
Кризис – это сито, сквозь которое просеивается все ненужное

В Новосибирске завершился VII Транссибирский Арт-Фестиваль: благодаря стойкости музыкантов его проведение ознаменовалось рядом ярких программ, большинство которых было проведено в онлайн-трансляции из зала без публики.