Денис Мацуев: <br>Самая лучшая вакцина – это музыка Персона

Денис Мацуев:
Самая лучшая вакцина – это музыка

Пианист открыл серию онлайн-концертов без публики "Домашние сезоны"

Пустые ряды кресел, сцена, где в освещенном круге – рояль. Еще минута, и на сцену выйдет солист. «Впервые за 99 лет своей истории Московская филармония проводит публичный концерт без единого слушателя в зале. При этом я знаю, что у нас сейчас аншлаг, потому что аудитория этой трансляции не поместилась бы и в ста таких залах», – сказал во вступительном слове ведущий Ярослав Тимофеев. Честь и миссию открыть новую серию онлайн-концертов, названную «Домашний сезон», доверили Денису Мацуеву, пианисту, чей зашкаливающий артистизм способен «овеществить» любую виртуальную реальность.

Лишь хэштег #stopcoronavirus на экране напоминал о том, что наша жизнь теперь не такая, как раньше, что мы лишены живого слушательского контакта. Исполнение Дениса Мацуева по энергетике ни в чем не уступало его обычным выступлениям, и даже кое в чем приобрело. Он был еще больше сконцентрирован и максимально погружен в музыкальные образы цикла «Времена года» Чайковского. С точки зрения технологии оно вышло настолько совершенным, что было ясно: артист вписывал важную строчку в историю нашей цивилизации. А потом вместе со своими постоянными сценическими партнерами и друзьями контрабасистом Андреем Ивановым и перкуссионистом Александром Зингером он «зажег» в джазовых композициях, вселив оптимизм в самых отчаявшихся скептиков. Еще пребывая в состоянии необычайного эмоционального подъема после во всех смыслах необыкновенного концерта, Денис Мацуев (ДМ) поделился своими ощущениями и размышлениями с Евгенией Кривицкой (ЕК) о том, как жить дальше.

ДМ Признаюсь, было непросто. Ты пытаешься делать тот образ, который ты задумал, но обратной отдачи из зала, дыхания слушателей, их энергетики –  нет. Справа должны идти волны, но там – пустота. Когда ты пишешь пластинку, то должен настроиться, что вокруг микрофоны, и это записывается навсегда, и надо играть, как в последний раз. Но тут ты находишься в зале и знаешь, что на тебя вроде смотрят, но это всё – виртуальная история, как бы ненастоящая. Тем не менее я прекрасно понимаю, что сейчас такие онлайн-концерты реально необходимы – как для публики, сидящей на диване, так и для самих артистов. Для нас начинаются очень несладкие времена.

ЕК Вы одним из первых, еще в конце февраля, отменили концерты за рубежом.

ДМ У меня отменилось 96 концертов. Ближайший в Европе намечен на начало сентября. Происходит коллапс, одно накладывается на другое. Еще пару недель назад  мы и подумать не могли, что все будут сидеть  дома. Я очень хочу, чтобы эта ситуация быстрее закончилась, потому что коронавирус  – не чума, не оспа. Мы все равно его победим. Сейчас важно в России – соблюдать  все меры безопасности, которые предложены правительством.

ЕК А ваш фестиваль «Звезды на Байкале», традиционно проходящий в сентябре в Иркутске?

ДМ Он состоится при любой погоде.

ЕК Как вы себя чувствуете вне традиционно насыщенного графика?

ДМ Состояние непривычное. Когда ты играешь под триста концертов в год, практически каждый день выходишь на сцену, то организм настроен на определенный режим. И такие простои не на пользу. Я сейчас вышел на сцену после недельного перерыва и чувствовал себя поначалу не в своей тарелке. Вынужденное просиживание вне сцены наносит прежде всего моральный ущерб. Ты выходишь из этой «химии», возникающей между артистом и публикой. Мы что-то придумаем, не нарушая закон, конечно. Может быть, будем давать концерты из своего дома.

ЕК Делать онлайн-квартирники?

ДМ Почему нет?

ЕК Играть концерты – это не хобби, а профессия, но артисты внезапно оказались отрезанными от возможности себя реализовать, «выкинутыми» из жизни.

ДМ Катастрофическая ситуация. Во всём мире начался процесс  расформирования оркестров, оперных коллективов – все они в кредитах, ведь выход на сцену – это единственный способ заработка. Особенно страдают солисты. Я созваниваюсь с моими друзьями в разных странах, они  –  в растерянности. Ну, до осени дотянуть можно, даже, может быть, до Нового года. А дальше как?

ЕК Ваше мнение о необходимости таких строгих карантинных мер?

ДМ Не знаю. Я сейчас, сидя дома, читал, смотрел, изучал всю информацию в СМИ, в интернете, разговаривал со знакомыми, врачами-эпидемиологами, собирал мнения… Очень противоречивая ситуация, и я пока не буду делать резюме – надо подождать хотя бы месяц, до конца апреля. Я очень держу кулаки, чтобы в нашей стране эпидемия не приняла масштабный характер. Готов играть в пустых залах, чтобы остановить эту историю, которая перевернула наше представление и о мире, и о концертной жизни.

ЕК Ваш личный распорядок дня? Наверное, появилось время выучить что-то новое?

ДМ На рояле лежат ноты Второго концерта Брамса, Второго концерта Шопена и Концерта Шумана. У меня есть свой график – собираюсь до середины апреля их выучить. Я планировал эти сочинения в программах следующего сезона и в любом случае собирался их освоить. Но пока нечасто сажусь за рояль, потому что  пришлось заниматься организационными вопросами. Когда каждый день приходят сообщения об отмене, нужно реагировать, принимать решения. Самое сложное – это выстроить новую логистику, представить, как и куда перенести эти концерты, фестивали, ведь на осень и так уже многое было запланировано. Но, повторюсь, пусть все останутся живы-здоровы. Надеюсь, что вскоре изобретут вакцину, хотя самая лучшая вакцина – это музыка.

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны