Дмитрий Гринченко: <br>Проводить концерты без зрителей –  утопическая история Персона

Дмитрий Гринченко:
Проводить концерты без зрителей – утопическая история

25 апреля Юрий Башмет и Русское концертное агентство объявили о благотворительной акции в поддержку музыкантов, оказавшихся в трудном финансовом положении. Напомним, что было заявлено о трех направлениях: единовременные финансовые выплаты 50 артистам;  отбор  десяти солистов и приглашение их в программы фестивалей будущего сезона;  отбор пяти композиторов, которым будут заказаны создания музыкальных произведений, с дальнейшим исполнением их на концертах, проводимых Юрием Башметом и Русским концертным агентством в течении концертного сезона 2020/21 годов.

Юрий Башмет и Русское концертное агентство помогут бедствующим музыкантам

О том, как проходит сбор заявок, Евгения Кривицкая (ЕК) попросили рассказать Директора «Русского концертного агентства» Дмитрия Гринченко (ДГ).

ДГ Нам очень приятно, что музыканты откликнулись на нашу инициативу, и прислали довольно много заявок – на сегодня уже больше ста. И особенно важно, что нашлись музыканты, проявившие солидарность с нашей инициативой. Они попросили дать списки тех, кто прислал заявки, чтобы выбрать тех, кого они хотели поддержать лично, уже помимо нас. Для нас это также один из смыслов данной акции.

ЕК Расскажите о практических шагах.

ДГ Первым 15 – 17 кандидатам мы планируем перечислить деньги либо между майскими праздниками, либо сразу после них. Дальше, по мере поступления заявок, будем продолжать отбор и помогать следующим музыкантам. Дедлайн проекта связан исключительно с тем, как и когда будут сняты карантинные ограничения. И, разумеется, с лимитом количества людей, которым мы можем помочь. Но если мы на каком-то этапе найдем возможность поддержать большее число артистов, мы постараемся это сделать.

ЕК А что касается остальных этапов: вы же планируете отобрать участников в свои фестивали? Есть уже понимание, кто эти счастливчики?

ДГ Мы решили, что этот вопрос будем решать в самом конце проекта. Пока что самое приоритетное – помочь справится с непростой экономической ситуацией. Дальше уже разберемся с концертами. Еще хотелось бы сказать, что довольно большое количество заявок мы получили от композиторов. Из них тоже приходится выбирать. Пока мы наметили уже троих, кому мы закажем произведения, но еще два места держим вакантными. Хотим посмотреть, найдем ли еще перспективные персоналии среди молодых авторов.

ЕК Сейчас культурная жизнь сосредоточилась в онлайн, причем в основном – это показ записей прошлых лет.

ДГ В складывающейся ситуации мы должны подумать, как по-другому представить академическое искусство, придумать специальный контент. Тогда мы будем интересны, тогда наберем новую публику, которая после снятия ограничений придет в концертные залы, чтобы увидеть артистов живьем. Когда мы бесконечно заполняем эфир прошлыми концертами, трансляциями старых постановок, на каком-то этапе это может сыграть против самих же организаторов. Если люди могут посмотреть концерт или спектакль в интернете, не затрачивая больших усилий, сколько бы мы их не убеждали, что в театре они испытывают другие эмоции, часть публики подумает: «Нет, я лучше билет не буду покупать, а посмотрю дома: и ходить никуда не нужно, и билет покупать тоже не нужно». Во всем должен быть баланс. Сейчас, напротив, момент, когда есть шанс придумать проекты, которые не осуществимы в реальной концертной практике.

ЕК А как это сообразуется с запретом не собираться вместе, держать социальную дистанцию?

ДГ Мы ничего не нарушаем. Например, вместе с Фондом культуры мы запустили большой проект, связанный с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром. Он транслируется на сайте Культура.рф. Там вначале ребята из своих квартир  вместе играли, а Юрий Башмет дирижировал, находясь один, в пустом зале в Москве. Через Zoom мы записали, а потом смонтировали, как они исполняли пьесу Кузьмы Бодрова. Теперь в течение десяти дней мы показываем лица оркестра – молодые музыканты, находясь в своих городах, записывают небольшой музыкальный номер и рассказываются о себе, где они учатся, кто их педагог. Такие вещи очень мотивируют: побольше позаниматься, чтобы лучше сыграть, мобилизоваться в ситуации, когда ты вне привычного контекста, когда уроки проходят по скайпу.

ЕК А качество съемки и звука на телефон не смущает?

ДГ Нет. Сейчас даже крупнейшие кинокомпании делают фильмы в подобной стилистике, используя камеру телефона. Тимур Бекмамбетов снимает такое кино – только на телефоне и под горизонтальный формат просмотра на смартфоне. Тем более, что мы не пытаемся сделать вид, что это концертная запись, ведь вся страна, весь мир находится в изоляции. Мне нравятся такие истории, как концерты на балконах, как, например, специальный гала Метрополитен-оперы. Ведущие певцы мира пели, находясь в разных частях планеты. Ведь в реальной жизни их всех в один день ив одном месте  не соберешь, да и экономически это будет очень сложно сделать. А сейчас из-за необычности ситуации можно придумать и осуществить самые необычные вещи. Проводить концерты без зрителей –  утопическая история, как, впрочем, и играть в футбол на пустом стадионе. Это – процесс взаимный. Мы шутили, что теоретически можно провести финал олимпийского забега на стометровку, когда каждый спортсмен бежит в своей стране, его записывают в режиме реального времени и потом подсчитывают цифры. Но задача не в том, чтобы провести любой ценой, а попробовать, если говорить о спорте, вернуть живую конкуренцию на стадионе и желание быть лучшим в данный момент, а в области культуры – обязательное взаимодействие со зрителями.