Интервью

Дмитрий Сибирцев:
«Крещенский фестиваль» должен открывать новые имена

Дмитрий Сибирцев: <br>«Крещенский фестиваль» должен открывать новые имена

Об идее фестиваля и планах на будущее директор «Новой Оперы» Дмитрий Сибирцев (ДС) дал комментарий Ольге Русановой (ОР)

ОР Мне нравится в последних ваших «крещенских неделях» тенденция ставить оригинальные названия, пусть даже в концертном исполнении, но это премьеры, которые здорово освежают нашу музыкальную жизнь. Ведь обычно все крутится вокруг…

ДС …такого «супового набора».

ОР А у вас «хорошо забытые» названия, милые сердцу вами же вскормленной «народной» публики. Сидя в зале, слушая веселые напевы «Проданной невесты», я поняла, что, оказывается, с детства знаю эту оперу.

ДС Безусловно. Во-первых, мы проходили фрагменты из нее и в музыкальной школе, и в училище. Во-вторых, в то время, когда мы росли и учились, у нас были тесные связи с театрами соцстран. Многие, наверное, вспомнят фильм «Проданная невеста» со знаменитым словацким тенором Петером Дворски в роли Еника, который у нас показывали. Более того, у нас даже служит один певец – Александр Богданов, который пел Еника на русском языке еще в Красноярске. В последние годы «Невеста» полностью выпала из репертуара наших театров. Но, на мой взгляд, пришло ее время, и оно сейчас диктует, что эту оперу надо попробовать сделать по-чешски. На этом настаивал и дирижер-постановщик Феликс Коробов. Это очень интересная работа, я доверил ее именно ему – человеку, который имеет к «Новой Опере» очень большое отношение, ведь именно он поспособствовал тому, чтобы театр выжил в достаточно сложный момент (после ухода из жизни Евгения Владимировича Колобова в 2003 году – О. Р.). Я считаю, он заслуживает того, чтобы получать вот такие музыкальные подарки. Мы с ним вместе всегда выбираем какое-то название. В прошлом году это была «Марта» Флотова. В этом году – «Проданная невеста» Сметаны.

ОР А в следующем?

ДС Тоже славянское название… Как бы там ни было, я рад, что и оркестр, и наши солисты, и хор откликаются на такие проекты. Конечно, не только на те названия, которые мы придумываем с Феликсом Павловичем, но и на другие. Достаточно вспомнить «Иродиаду» Массне или – уже не в рамках Крещенского фестиваля – «Самсона и Далилу» Сен-Санса, это очень серьезные работы. Я думаю, что для театра это полезно, особенно в то время, когда мы не можем позволить себе ставить абсолютно все в декорациях с костюмами. Надо что-то выбирать. Но, по крайней мере, как музыканты мы двигаемся в эту сторону, расширяем горизонты.

ОР Здорово! И если вспоминать забытые названия, то это и Серов, «Рогнеда». Когда-то шла в Большом театре…

ДС Да, «Рогнеда», «Вражья сила» Серова, «Дубровский» Направника, «Джамиле» Бизе – это же прекрасная музыка, замечательная. У меня мечта, чтобы в «Новой Опере» прозвучала «Сила судьбы», легендарный проект Евгения Колобова (в Свердловском, затем в Кировском театре. – О. Р.). Потому что это было мое первое знакомство с Евгением Владимировичем, в совсем юном возрасте. И это, конечно, было откровение.

ОР Кстати, в 2021 году исполнится 75 лет со дня его рождения, можно что-то придумать особенное.

ДС Мы будем думать, обязательно.

ОР Дмитрий Александрович, я так поняла, что все эти названия, которые вы перечислили, в том числе и «Андре Шенье» Умберто Джордано, который удачно прозвучал в прошлом году с Фабио Мастранджело, все-таки не станут спектаклями?

ДС Да, вряд ли. К тому же, если говорить об «Андре Шенье», то мы знаем, что его собирается ставить один из театров в Москве. Это удивительная, чудесная опера, но это теноровая опера. А, к сожалению, вся наша оперная среда испытывает голод по серьезным драматическим певцам, тенорам прежде всего. Нельзя же, в самом деле, чтобы в каждом из наших театров появлялись один-два певца, и все радовались, какие они молодцы, как они сейчас справляются, а потом, лет через 5–7 мы о них забудем, потому что эти певцы потеряют голоса. А я бы хотел, чтобы артисты пели долго, чтобы и через много-много лет с начала своей карьеры они радовали зрителей. Поэтому я никогда никому из них не предложу ради производственной необходимости испортить себе голос. Но и сами артисты должны быть мудрыми, не петь то, к чему не готовы. Сколько лет Алексей Татаринцев избегал «Травиаты», только сейчас он ее будет петь в Америке, после этого, наверное, дебютирует и в нашем спектакле. Так же грамотно свою карьеру выстраивает Алексей Неклюдов. И мне кажется, так должны делать все. Вот, например, Андрей Данилов, который сегодня в «Проданной невесте» поет Еника, на мой взгляд, вполне способен превратиться в очень большого певца, мы же знаем, что он в Иркутске поет все, вплоть до Иисуса Христа Уэббера.

ОР Где вы его нашли?

ДС Ну, я все-таки не зря ходил аккомпанировать на конкурс Хосе Каррераса, Андрей получил там Гран-при. Более того, еще не зная, что он его получит, я ему дал приз от «Новой Оперы» – участие в спектакле нашего театра, что и случилось сегодня.

ОР Дмитрий Александрович, конечно, хочу вас спросить об основной фестивальной идее, об этом «параде главных дирижеров».

Идея нынешнего «Крещенского фестиваля» – «Главный дирижер», и она может иметь продолжение. Нам важно зафиксировать тот факт, что колобовский театр «Новая Опера» – театр именно дирижерский

ДС Идея может иметь продолжение. Возможно, нам стоит перестать придумывать каждый год какие-то темы? Отмечать чьи-то юбилеи… Так ли это важно? А вот зафиксировать тот факт, что колобовский театр «Новая Опера» – театр именно дирижерский, – важно. У нас выступали и выступают большие мастера, которых публика полюбила, и мы ждем их в будущем, но наряду с этим у нас есть и другая задача. «Крещенский фестиваль» должен открывать и новые имена, и эти музыканты, я надеюсь, будут в дальнейшем приезжать гораздо чаще. Например, большой удачей, на мой взгляд, стало выступление на этом фестивале Валентина Урюпина, руководителя Ростовского симфонического оркестра с «Жизнью за царя» Глинки – это был уровень, которого мне бы хотелось.

ОР А «Мадам Баттерфляй» у вас с Артемом Макаровым…

ДС Да, и я очень рад, что Артем приехал. Понимаете, мы же не приглашаем «котов в мешке». Артем у нас уже выступал на фестивале «Видеть музыку», я его очень люблю и считаю, что Башкирской опере повезло с таким главным дирижером.

ОР Ну и напоследок, что за славянскую оперу вы собираетесь поставить в следующем году?

ДС Скорее всего, Станислава Монюшки.

ОР «Гальку»?

ДС Посмотрим, не скажу пока, не знаю. Во мне борется «Галька» со «Страшным двором».

Денис Мацуев: Это будет зал-трансформер Персона

Денис Мацуев: Это будет зал-трансформер

13 сентября завершился XIV Международный фестиваль «Звезды на Байкале». Десять дней меломаны Иркутска имели возможность слушать «вживую» артистов, которые входят в «топ-новости» музыкального мира

Дэцин Вэнь: Мои композиции – трансформация искусства каллиграфии в музыку Персона

Дэцин Вэнь: Мои композиции – трансформация искусства каллиграфии в музыку

Владимир Спиваков: <br>Умей нести свой крест и веруй Персона

Владимир Спиваков:
Умей нести свой крест и веруй

Дирижёр, скрипач, педагог, Народный артист СССР, Артист мира Юнеско, Лауреат Государственной премии СССР и Российской Федерации, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Президент Московского международного Дома музыки Владимир Спиваков отмечает 75-летие

Людмила Берлинская: <br>Я «заражена» фестивальной бациллой Интервью

Людмила Берлинская:
Я «заражена» фестивальной бациллой

Этот разговор состоялся в минуту затишья, когда Людмила Берлинская (ЛБ) улучила минутку поразмышлять вслух в компании с Евгенией Кривицкой (ЕК). ЛБ Фестиваль для меня, конечно, праздник, в нем должны доминировать нотки радости и легкости.