Дух дышит, где хочет События

Дух дышит, где хочет

Необычный однодневный музыкальный фестиваль состоялся в деревне Подмоклово Серпуховского района Подмосковья. На протяжении целого дня на открытом воздухе в исполнении российских «звезд» с мировой известностью непрерывно звучала классическая музыка.

Само место проведения фестиваля очень нетрадиционно для России: музыканты выступали не просто на улице – они пели и играли на ступенях православного храма. Такой редкой возможностью фестиваль обязан неповторимой архитектуре подмокловской церкви Рождества Богородицы и тому, каким удивительно гармоничным образом ее создатели вписали этот шедевр зодчества петровской эпохи в окружающий ландшафт.

Храм построен в виде ротонды с крытой аркадой по всему периметру, увенчанной скульптурными фигурами двенадцати апостолов, к которой спускается естественный природный «амфитеатр». Из «амфитеатра» открывается захватывающий вид на церковь и пейзажи, которыми невозможно не залюбоваться.

Бессменный организатор фестиваля – клавесинистка, выпускница Московской консерватории, дочь настоятеля храма отца Дионисия Вера Воронежская рассказывает, что поначалу ей хотелось сделать своего рода музыкальное приношение любимой церкви и обратить на нее внимание общественности, чтобы сделать возможным ее полное восстановление; поэтому вместе со своими друзьями-музыкантами – студентами и недавними выпускниками Факультета исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Московской консерватории – она стала играть на ступенях храма концерты.

С другой стороны, говорит организатор, с самого начала одной из главных целей фестиваля было предоставить легкий и свободный доступ к классической музыке не только ее заядлым ценителям, но и тем, кто знаком с ней мало или же не знаком совсем. По мнению В. Воронежской, людям гораздо легче воспринимать любую музыку, даже самую сложную, «не чувствуя давления стен и потолка» и находясь в естественной среде, что может быть особенно важно для тех, кто не был с детства воспитан в культуре посещения концертных залов.

Настоятель храма Рождества Богородицы в Подмоклово отец Дионисий и Вера Воронежская

В результате родился формат open air – открытого во всех смыслах пространства: природного, культурного, церковного, социального. И это пространство открыто для всех и доступно каждому.

За четыре года своего существования фестиваль приобрел поистине грандиозный размах: на ступенях храма – уже практически полностью восстановленного и ныне действующего – наряду со студентами и выпускниками выступают выдающиеся российские музыканты с мировыми именами. С самого момента основания фестиваля большинство участников проекта – это преподаватели, выпускники и студенты ФИСИИ. В этом году уже во второй раз к ним присоединился известный журналист, просветитель и пропагандист музыки барокко Лев Малхазов, покоривший слушателей своим живым и обаятельным «конферансом» – высокопрофессиональными и захватывающе интересными комментариями об исполняемых произведениях, композиторах, эпохах, инструментах, странах…

Поскольку проект сразу был задуман как открытый для всех и вся, неудивительно, что в этом году на четвертом по счету фестивале состоялся «парад» едва ли не всей музыкальной истории христианского мира. Если поначалу подмокловская «антреприза» задумывалась как площадка для исполнения старинной музыки, то теперь в ее рамках звучит история всей христианской Европы и России – от песнопений Святой Хильдегарды Бингенской и русских знаменных роспевов до романсов Метнера и Рахманинова, от великих мастеров барокко до Стравинского и духовных произведений Маноцкова. На фестивале была исполнена музыка, охватывающая десять столетий (с XII по XXI век) и восемь стран (Италию, Германию, Францию, Англию, Австрию, Сирию, Польшу, Россию).

Не менее разнообразны и интересны, чем сама программа, были и исполнительские составы. Среди них – и традиционные сольные вокальные номера с сопровождением фортепиано, кларнета, исполненные блистательными певицами Яной Иваниловой и Ольгой Гречко; и прекрасное ансамблевое пение одного из лучших отечественных вокальных коллективов «Хронос», специализирующегося главным образом на открытии, реконструкции и исполнении старинной и нетрадиционной христианской духовной музыки; и очаровательные, невероятно виртуозные вокальные дуэты англичанина Г. Пёрселла, необычно, свежо и задорно прозвучавшие в интерпретации солисток Алисы Тен и Марфы Семёновой. А открыла фестиваль российская премьера – кантата Перголези «Орфей», мастерски исполненная певицей Марией Батовой.

Нельзя не отметить и прекрасные барочные инструментальные ансамбли, с которых начиналась история подмокловских фестивалей, когда организаторы поставили себе задачу поиграть барочную музыку перед простыми сельскими жителями, – дуэты преподавателя ФИСИИ Дарьи Борковской (клавесин) и выпускницы факультета Татьяны Любавской (траверс-флейта), и еще двух выпускниц ФИСИИ Дарьи Воронцовой (клавесин) и Дарьи Спиридоновой (скрипка).

Трогательными интермедиями прозвучали в фестивале старинные танцы в дуэтном исполнении Олега Бойко и Феликса Антипова на лютне и барочной гитаре, удивительным образом гармонировавшие с природой и атмосферой, царившей на празднике, и настроившие публику на вслушивание в тихие звуки старинных инструментов.

Отдельную «нишу» в программе фестиваля заняли всем так хорошо знакомые произведения венских классиков в замечательной интерпретации ансамбля духовых инструментов L’esprit du vent («Дух ветра») под руководством Ф. Ноделя и Камерного оркестра Тарусы под управлением дирижера, композитора, певца и мультиинструменталиста Ивана Великанова.

Весь фестиваль «пронизывали» многочисленные выступления с участием двух исторических клавиров – современного клавесина Merzdorf (представляющего собой копию фламандского барочного инструмента мастерской Рюкерсов) и исторического фортепиано XIX века Diederichs Frères из уникальной коллекции фортепианного мастера Алексея Ставицкого, много лет безвозмездно помогающего фестивалю, – которые звучали как сольно, так и в ансамблях, и с оркестром.

Любопытно, что оба инструмента, по стилистике достаточно отчетливо каждый принадлежащие своей эпохе, прекрасно проявили себя при исполнении на них самой разной музыки. Так, на историческом фортепиано великолепно прозвучала не только романтическая музыка Скрябина, Рахманинова, Шопена, Шуберта, Вагнера и Чайковского, но и прелюдия и фуга Шостаковича, заигравшая новыми красками в превосходном исполнении профессора Московской консерватории Юрия Мартынова. В транскрипции вагнеровской увертюры к «Тристану и Изо льде», сыгранной преподавателем Московской консерватории Петром Айду и восторженно принятой публикой, исторический инструмент словно бы обнажил неожиданные, прежде скрытые под покровом роскошной вагнеровской оркестровки смыслы. Нео бычно – приглушенно и затаенно, а потому очень деликатно – прозвучали два произведения Баха в транскрипциях для фортепиано соло.

Точно так же засверкал непривычными для публики гранями и клавесин, который на сей раз выступил не только в своих традиционных ролях – аккомпанементе бассо континуо и сольном репертуаре XVII–XVIII столетий, но и свежо и неожиданно прозвучал в ансамблевой музыке XX века. Наиболее разнообразные амплуа клавесина представила на фестивале профессор Московской консерватории, клавесинистка Ольга Мартынова, исполнив в дуэте со своим давним ансамблевым партнером, доцентом ФИСИИ скрипачкой Мариной Катаржновой старинную (Пандольфи Меалли и Корелли) и современную (Стравинский) музыку и блистательно завершив фестиваль исполнением концерта с оркестром ре мажор Гайдна – произведения, в котором мы традиционно привыкли слышать фортепиано.

Крайне разнообразная по стилям музыка, прозвучавшая на фестивале, отнюдь не была традиционной или простой для восприятия. Более того, часть из нее не была хорошо знакома даже профессиональным музыкантам. Однако публика, и даже самые юные ее представители, на редкость легко выдержала почти девятичасовой музыкальный «марафон».

Формат open air позволил каждому – от мала до велика, вне зависимости от возраста, образования, уровня музыкальной подготовки, социального статуса – понять, услышать и бережно унести с собой с этого необычного фестиваля что-то свое – до следующего года. Особая атмосфера, когда можно воспринимать музыку, лежа при этом на траве и глядя в ярко-синее июньское небо, играя с малолетним ребенком, или удобно устроившись на набитых сеном мешках, заботливо приготовленных организаторами, вместе с танцующими в такт маленькими детьми, попивая чай, и даже болтая с соседями, оставляет возможность выбора – как именно и сколько слушать.

Будучи преподавателем Московской консерватории, на протяжении многих лет сотрудничающим с ФИСИИ, не могу не отметить, что предельно демократичная, неформальная, без малейшего намека на пафос атмосфера живого творческого общения, горячей заинтересованности и жажды познания, отсутствия надуманных границ между коллегами и при этом высочайшего, давно признанного во всем мире профессионализма и широты кругозора, столь свойственная этому уникальному в своем роде факультету, как мне кажется, очень созвучна замыслам и думам главного организатора фестиваля Веры Воронежской и настоятеля храма отца Дионисия. Открытость новому, создание условий и атмосферы, максимально благоприятствующей слушателю, наконец, отеческая забота о нем – все это делает фестиваль в Подмоклово неповторимым и незабываемым.

Камерный оркестр Тарусы под руководством Ивана Великанова

Любое настоящее искусство всегда открыто для каждого. Однако организация концерта на открытом воздухе всегда связана с рядом сложностей. Это и зависимость от погодных условий, и необходимость усиления звука таким образом, чтобы он был передан без искажений, и вопрос предоставления слушателям комфортных условий пребывания. Хочется с благодарностью отметить высочайший уровень организации фестиваля, на котором гости могли чувствовать себя свободно и естественно, и потому на протяжении целого дня с такой легкостью воспринимать богатый и насыщенный глубокими смыслами музыкальный «поток».

Хочется назвать этот фестиваль «семейным» – настолько теплая, непринужденная и радостная атмосфера заботы на нем царит. Не случайно среди слушателей фестиваля было много детей, в том числе совсем маленьких. Именно такой может быть жизнь внутри храма и вокруг него – с подлинной любовью к ближнему и в радении о нем. Все это мы – гости фестиваля – почувствовали с самых первых минут пребывания на нем; и мы обязательно вернемся сюда еще.

Казалось бы, что общего может быть между церковной жизнью и музыкальными фестивалями, которые проходят на территории храма? Отец Дионисий отвечает на этот вопрос так: «Наша задача – это именно сокращать тот разрыв, который существует между культурой и культом, и из которого культура когда-то в свое время и вышла… Отец научил меня пропускать через сердце и душу и науку, и искусство… Уверен, классическая музыка способна возвратить человека к Богу, ведь она говорит о божественной гуманности, лелеющей человеческую душу… Музыка всегда непосредственно обращается к чувствам, и в этом смысле она – наиболее гуманный способ воздействия не человека, она способна научить чувствовать. Наконец, музыка лучше всего говорит о нас самих, если мы, конечно, хотим про себя что-то узнать. Прийти и послушать… не в рамках зала, в котором ты заперт, как пленник, а в открытом пространстве прямо у стен красивейшего храма оказывается способом обратиться к самому себе. Тем более, что выступают выдающиеся исполнители. Фестиваль в Подмоклово – это самое настоящее миссионерство».

В словах отца Дионисия, произнесенных им на фестивале, неоднократно прозвучала идея о восстановлении находящейся неподалеку от храма разрушенной старинной усадьбы – для того, чтобы сделать ее культурным центром. Знаменательно, что в Подмоклово эта идея просветительства была заложена уже в самой архитектуре храма, построенного в российскую «эпоху просвещения» по итальянскому ренессансному образцу. Поэтому очень отрадно спустя три столетия вновь видеть возрождение этих традиций, пускай пока еще и только в области музыки.