Двойной юбилей, или танцевальные вехи События

Двойной юбилей, или танцевальные вехи

Торжественными выпускными концертами на Исторической сцене Большого театра Москва отметила славные даты двух старейших и легендарных балетных школ отечества – 280-летие Академии русского балета имени А. Я. Вагановой и 245-летие Московской государственной академии хореографии.

Обе школы, сформировавшие облик русского балета, издавна (гласно и негласно) ведут конкурентный диалог двух столиц о традиции и особенностях стилей. Академизм, эстетически воплощенный в выдающихся питомцах обоих учебных заведений, создал идеальный образ русского балетного артиста, востребованного во всем мире и универсально владеющего виртуозной техникой и яркой харизмой.

Днем рождения русского балета и первой профессиональной балетной школы (сегодня Академии русского балета имени А.Я.Вагановой) принято считать 4 мая 1738 года, когда Анна Иоанновна подписала указ об учреждении «Танцовальной Ея Величества школы для сочинения балетов и танцования театрального, степенного и комического». В 1773 году указом другой императрицы, Екатерины II, при Московском воспитательном (сиротском) доме были созданы классы изящных искусств, в состав которых входил и класс танцевания. Оба престижных училища, пережив виражи смутных исторических времен, сменив названия, побывав даже хореографическими техникумами, продолжают исправно ковать высокопрофессиональные балетные кадры для разветвленной сети российских балетных театров и танцкомпаний в разных уголках планеты. Вагановка великолепно вписана в архитектурный ландшафт Северной Пальмиры, а ее адрес – улица Зодчего Росси – приобрел дансантную лейтмотивность.  МГАХ же утопает в зелени респектабельных Хамовников в воздвигнутом Софьей Головкиной еще в советскую эпоху просторном дворце танца, впечатляющем и сегодня своим размахом и функциональностью.

Какой школе отдать предпочтение – вопрос риторический. Петербургско-ленинградская плеяда – Павлова, Нижинский, Спесивцева, Фокин, Горский, Баланчин, Уланова, Семенова, Григорович, Барышников, Нуреев, Макарова (правда, все сделали карьеру не в Петербурге) или московский «дивизион» – Мордкин, Мясин, Мессерер, Моисеев, Лепешинская, Плисецкая, Фадеечев, Васильев, Максимова, Лавровский, Лиепа, Бессмертнова – имена, вызывающие вальсирующее головокружение!

Оба учебных заведения приурочили концерты к 200-летию мэтра балетного академизма Мариуса Петипа, включив в свои программы его произведения. МГАХ подготовил грандиозный концерт в трех отделениях из классических опусов, станцованных на отличном исполнительском уровне. Названия программы вечера символично перекликались с репертуаром Большого.  Конечно, ректор Марина Леонова резонно ориентирует подготовку выпускников Московской академии хореографии на возможность их влиться в балетную труппу главного театра страны. «Танцы корсаров» и «Оживленный сад» (Елизавета Егорова – Медора, Анастасия Дедикина – Гюльнара) из «Корсара», «Танец с барабаном» из «Баядерки», «Венгерский танец» из «Раймонды» были станцованы так отменно, что молодых артистов впору назвать вторым составом Большого. А технический уровень юных танцовщиков позволяет им убедительно и виртуозно исполнять классическую хореографию, которая не каждому и взрослому артисту бывает по ногам.

Па-де-де Медоры и Конрада достойно исполнили Елизавета Кокорева и Денис Захаров, в Адажио с четырьмя кавалерами из «Спящей красавицы» хорошо показалась Стефания Гаштарска, в па-де-де из «Тщетной предосторожности» живо выступили Александра Трикоз и Игорь Горелкин, а Полина Афанасьева (Эсмеральда) и Дмитрий Смилевски (Гренгуар) превратили па-де-сис из «Эсмеральды» в маленький драматический спектакль.

Выпускники и студенты АРБ имени А.Я.Вагановой в первом отделении показали хореографические отрывки по мотивам Мариуса Петипа: «Розарий» из «Пробуждения Флоры», Pas d’action из «Наяды и Рыбака» и «Танцы часов» из оперы «Джоконда».  Мария Хорева (в партиях Авроры и Ночи) и Мария Буланова (Геба) произвели самое благоприятное впечатление. Второе отделение представляли балетные школы из Копенгагена, Милана, Москвы, Сеула, Токио, Штутгарта.  Каждая была по-своему интересна и демонстрировала неповторимый стиль. Молодые артисты исполнили хореографию Мариуса Петипа, Августа Бурнонвиля, Ролана Пёти, Марко Гёке, Асами Маки.

В заключительном отделении ожидаемый огромный успех выпал на долю артистов Большого театра (выпускников АРБ разных лет), принявших участие в гран па из «Пахиты» вместе со студентками старших курсов, а также воспитанниками младших и средних классов Вагановской академии. Публика могла воочию убедиться, что Москва в прибыль к петербургскому академизму добавила исполнительского лоска, танцевальной объемности и витальности.  Блистали Светлана Захарова (партнерствовал Денис Родькин, аутентичный москвич), Ольга Смирнова, Ксения Жиганшина, Алёна Ковалёва.

Все оттенки черного События

Все оттенки черного

«Страсти» по Селларсу, или Чем обернулась апрельская самоизоляция для поклонников Берлинской филармонии

С Петром Ильичом при любой погоде События

С Петром Ильичом при любой погоде

И звезды, и дети посылали свои клипы на конкурс «Чайковский из дома», объявленный журналом «Музыкальная жизнь»

Они такие разные События

Они такие разные

Группа Queen отмечает полувековой юбилей

Сначала — музыка, потом — слова События

Сначала — музыка, потом — слова

В последний день весны музыканты оркестра Берлинского радио вместе с главным дирижером коллектива Владимиром Юровским и скрипачом-виртуозом Дэниэлом Хоупом выступили в прямом эфире rbbKultur («Вещание Берлин – Бранденбург»).