Джазовое солнце над Петербургом События

Джазовое солнце над Петербургом

Северная столица приняла крупнейшее событие в международной культурной жизни – город на Неве решением ЮНЕСКО стал столицей VII Международного дня джаза

День джаза отмечают каждый год концертами и мероприятиями, цель которых – музыкальное образование. Праздник джаза проводит легендарный музыкант, обладатель четырнадцати премий «Грэмми» Херби Хэнкок. Он стал Послом доброй воли ЮНЕСКО и несет джазовую культуру в разные страны мира. В этом году в празднике участвовали почти две сотни стран, и впервые российский город стал такой важной точкой на джазовой карте мира. Ранее этот титул носили Гавана, Стамбул и Осака, Париж, Вашингтон, другие культурные центры.

День джаза отмечают каждый год концертами и мероприятиями, цель которых – музыкальное образование. Праздник джаза проводит легендарный музыкант, обладатель четырнадцати премий «Грэмми» Херби Хэнкок. Он стал Послом доброй воли ЮНЕСКО и несет джазовую культуру в разные страны мира. В этом году в празднике участвовали почти две сотни стран, и впервые российский город стал такой важной точкой на джазовой карте мира. Ранее этот титул носили Гавана, Стамбул и Осака, Париж, Вашингтон, другие культурные центры.
Весна пришла в Северную столицу вовремя, джаз зазвучал, аккомпанируя, кажется, солнцу. На открытой сцене в Алек­сандровском парке рядом с Адмиралтейством все три дня праздника выступали отечественные артисты. Музыка была виртуозна и разнообразна, можно было услышать Венгерский танец № 5 Брамса, обработки эстрадных хитов, босанову и фьюжн. Погода вносила свои коррективы – музыканты порой были в куртках, а слушатели охотно пританцовывали. Ведущий вспоминал великого актера Евгения Евстигнеева и знаменитую сценку, в которой он, используя столовые приборы как ударные инструменты, сыграл нечто удивительное в джазовом духе. Вот такое настроение и хотелось получать от праздника.
В этот образ отлично вписались детские хоры, студенческие оркестры, мастер-классы грэмминосных мэтров и концерты наших мастеров – от Билли Новика до Андрея Кондакова. Музыканты играли в Александровском саду, питерских клубах и устраивали праздники в других городах. В московском ЦДХ, например, прошел посвященный Дню джаза концерт, а гитарист Алексей Кузнецов презентовал в это время свои новые альбомы.
Магистральным музыкальным стилем Дня джаза в Санкт-Петербурге был мейнстрим – основное течение джаза, понятное для всех. Удивлять рискованными экспериментами никто не стремился, хотя у организаторов такой опыт имеется: продюсер фестиваля саксофонист Игорь Бутман в свое время играл на самых дерзких альбомах группы «Аквариум», а Хэнкок завоевал у рок-фэнов авторитет провокационным клипом к треку “Rock It”.
На открытии Дня джаза в Главном штабе Эрмитажа Оркестр Игоря Бутмана играл тему Хэнкока «Хамелеон» в аранжировке и под управлением нашего знаменитого джазмена Николая Левиновского, а звездный гость Херби благосклонно кивал в такт. Возможно, что Хэнкок доставил бы зрителям большую радость, проведя больше времени за фортепиано, а не на трибуне, но его роль посла всемирной культуры трудно переоценить. Перемещаться между высокой трибуной и коллективной импровизацией дело непростое, и поколение джазменов, способных на это, уже сформировалось. Это и участники питерского шоу Херби Хэнкок и Игорь Бутман, и начавший подобное сближение сфер жизни знаменитый американский трубач Уинтон Марсалис, художественный руководитель Джазового Линкольн-центра в Нью-Йорке.

All-Star Global Concert – Игорь Бутман, Джой Дефранческо, Херби Хэнкок

Апофеозом праздника стал All-Star Global Concert в зале «Мариинский-2». Открыл шоу блестящий вокальный квартет Manhattan Transfer, на протяжении десятилетий – пример динамики, качества и виртуозности. Они исполнили “Birdland” в сопровождении Московского джазового оркестра. Многие ждали выступления звездного саксофониста Брэнфорда Марсалиса, одним известного как многолетний коллаборатор Стинга, другим – как участник Московского джаз-фестиваля еще 1990 года. Брэнфорд был не фееричен, но качествен, сыграл в “As Long As You’re Living”, спел ее другой обладатель «Грэмми» – экстравертный вокалист Курт Эллинг, а играли с ними трубач из Германии Тиль Бреннер и пианист Антонио Фарао (Италия). Блеснули своими соло другие трубачи – австралиец с популярным именем Джеймс Моррисон и наш популярный музыкант Вадим Эйленкриг.
Нельзя было не запомнить пятикратную победительницу «Грэмми» – вокалистку Дайан Ривз. С ней в эллингтоновской “In A Sentimental Mood” играли Игорь Бутман, Давид Голощёкин (скрипка), пианист Макото Одзоне (Япония), бас-гитарист Бен Уильямс. Бен появлялся на сцене еще много раз. Также часто играла уверенная барабанщица Терри Лин Каррингтон и знаменитый гитарист Ли Ритенур, отлично звучавший и в ансамбле, и с оркестром, эффектный и виртуозный клавишник Джои ДеФранческо. Были и экзотичные для нашей публики импровизаторы из Азии и Африки, а вот из Восточной Европы не был приглашен никто. Отлично вписались в суперзвездную тусовку и другие наши музыканты – Олег Аккуратов, Анатолий Кролл, Олег Бутман, Наталья Смирнова. Всего же выступило почти три десятка блестящих музыкантов.
По традиции Дней джаза в финале спели “Imagine” Джона Леннона. Одухотворенный рок-хит 70-х активно перерабатывается современной цивилизацией, причем без большого пиетета. На этот раз тема получилась весьма танцевальной. Что про это подумал бы Леннон – останется тайной.
Конечно, там, где джаз – ежедневная практика, например, в Новом Орлеане такие праздники проходят более раскованно и улыбчиво. У нас же была заметной доля официоза. На открытии выступили Губернатор Санкт-Петербурга Геннадий Полтавченко и Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Фестивалю прислали поздравления Президент Российской Федерации Владимир Путин и министр культуры Владимир Мединский, выступила Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле.
Диапазон праздника протянулся от шоу американских суперзвезд до тиража тульских пряников с изображением саксофона и джазового трамвая, в котором играла живая музыка. Одно из самых заметных мест заняли мастер-классы, панельные дискуссии (всех привлекла, например, тема «Женщины в джазе») и интерактивные лекции – сложилось даже ощущение, что они пользовались не меньшим интересом, чем концерты.
Выбор джазовых альбомов на блошином рынке у станции «Удельная» компенсировал для фанатов отсутствие продажи носителей на мероприятиях Дня джаза, за исключением концерта в Мариинском-2. Хотя там выбор винила и CD был ориентирован на рынок, а не на знакомство и продвижение выступающих артистов.
Доминирующим настроением было представление, что задача джазмена – развлекать, делать людям хорошо, объединять их. С первой частью этого утверждения, возможно, не согласятся те музыканты, которые считают своим долгом самореализацию или изложение мировоззренческих концепций, но гулять в парке люди все же будут под музыку не грузящую и им понятную.
Экспериментальное крыло отечественного джаза оказалось почти не представлено на празднике. Международные и отечественные СМИ открывали жанр в РФ, словно слышали про него впервые, и у них могло сложиться мнение, что импровизационная музыка у нас соответствует рамкам, определенным поп-эстетикой премии «Грэмми». Подобное представление неверно.
Из-за масштабности, многомерности, пафоса хотелось назвать происходящее Питерской джазовой симфонией с двумя (по количеству дней) прологами и открытым финалом. Ведь непонятно, будет ли пресса обращать больше внимания на джаз? Станет ли событие вехой в развитии стиля у нас? Вопрос открыт. Потенциал очевиден. Джаз из полузапрещенного и некогда альтернативного жанра стал социально значимым и признанным. Когда-то он считался музыкой «для толстых», потом старался стать музыкой «для умных», теперь есть вероятность, что он превращается в музыку для всех – континентов, рас и социумов – музыку на каждый день.

Студенты и раритеты События

Студенты и раритеты

Выпускники ГИТИСа делают выбор в пользу редких партитур

Моцарт у Данте События

Моцарт у Данте

Риккардо Мути и Маурицио Поллини – ​две мировые звезды, два старых итальянских друга открыли Тридцатый фестиваль в Равенне во Дворце Мауро де Андре, исполнив два концерта Моцарта – ​ми-бемоль мажор KV 449 и ре минор KV 466 в сопровождении Молодежного оркестра Луиджи Керубини.

За кадром События

За кадром

В Большом зале Московской консерватории впервые в живом исполнении прозвучала музыка Кузьмы Бодрова к фильму «Собибор» Константина Хабенского.

Герои Дюма в жанре мюзикла События

Герои Дюма в жанре мюзикла

О премьере в Московском музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева