Джазовое солнце над Петербургом События

Джазовое солнце над Петербургом

Северная столица приняла крупнейшее событие в международной культурной жизни – город на Неве решением ЮНЕСКО стал столицей VII Международного дня джаза

День джаза отмечают каждый год концертами и мероприятиями, цель которых – музыкальное образование. Праздник джаза проводит легендарный музыкант, обладатель четырнадцати премий «Грэмми» Херби Хэнкок. Он стал Послом доброй воли ЮНЕСКО и несет джазовую культуру в разные страны мира. В этом году в празднике участвовали почти две сотни стран, и впервые российский город стал такой важной точкой на джазовой карте мира. Ранее этот титул носили Гавана, Стамбул и Осака, Париж, Вашингтон, другие культурные центры.

День джаза отмечают каждый год концертами и мероприятиями, цель которых – музыкальное образование. Праздник джаза проводит легендарный музыкант, обладатель четырнадцати премий «Грэмми» Херби Хэнкок. Он стал Послом доброй воли ЮНЕСКО и несет джазовую культуру в разные страны мира. В этом году в празднике участвовали почти две сотни стран, и впервые российский город стал такой важной точкой на джазовой карте мира. Ранее этот титул носили Гавана, Стамбул и Осака, Париж, Вашингтон, другие культурные центры.
Весна пришла в Северную столицу вовремя, джаз зазвучал, аккомпанируя, кажется, солнцу. На открытой сцене в Алек­сандровском парке рядом с Адмиралтейством все три дня праздника выступали отечественные артисты. Музыка была виртуозна и разнообразна, можно было услышать Венгерский танец № 5 Брамса, обработки эстрадных хитов, босанову и фьюжн. Погода вносила свои коррективы – музыканты порой были в куртках, а слушатели охотно пританцовывали. Ведущий вспоминал великого актера Евгения Евстигнеева и знаменитую сценку, в которой он, используя столовые приборы как ударные инструменты, сыграл нечто удивительное в джазовом духе. Вот такое настроение и хотелось получать от праздника.
В этот образ отлично вписались детские хоры, студенческие оркестры, мастер-классы грэмминосных мэтров и концерты наших мастеров – от Билли Новика до Андрея Кондакова. Музыканты играли в Александровском саду, питерских клубах и устраивали праздники в других городах. В московском ЦДХ, например, прошел посвященный Дню джаза концерт, а гитарист Алексей Кузнецов презентовал в это время свои новые альбомы.
Магистральным музыкальным стилем Дня джаза в Санкт-Петербурге был мейнстрим – основное течение джаза, понятное для всех. Удивлять рискованными экспериментами никто не стремился, хотя у организаторов такой опыт имеется: продюсер фестиваля саксофонист Игорь Бутман в свое время играл на самых дерзких альбомах группы «Аквариум», а Хэнкок завоевал у рок-фэнов авторитет провокационным клипом к треку “Rock It”.
На открытии Дня джаза в Главном штабе Эрмитажа Оркестр Игоря Бутмана играл тему Хэнкока «Хамелеон» в аранжировке и под управлением нашего знаменитого джазмена Николая Левиновского, а звездный гость Херби благосклонно кивал в такт. Возможно, что Хэнкок доставил бы зрителям большую радость, проведя больше времени за фортепиано, а не на трибуне, но его роль посла всемирной культуры трудно переоценить. Перемещаться между высокой трибуной и коллективной импровизацией дело непростое, и поколение джазменов, способных на это, уже сформировалось. Это и участники питерского шоу Херби Хэнкок и Игорь Бутман, и начавший подобное сближение сфер жизни знаменитый американский трубач Уинтон Марсалис, художественный руководитель Джазового Линкольн-центра в Нью-Йорке.

All-Star Global Concert – Игорь Бутман, Джой Дефранческо, Херби Хэнкок

Апофеозом праздника стал All-Star Global Concert в зале «Мариинский-2». Открыл шоу блестящий вокальный квартет Manhattan Transfer, на протяжении десятилетий – пример динамики, качества и виртуозности. Они исполнили “Birdland” в сопровождении Московского джазового оркестра. Многие ждали выступления звездного саксофониста Брэнфорда Марсалиса, одним известного как многолетний коллаборатор Стинга, другим – как участник Московского джаз-фестиваля еще 1990 года. Брэнфорд был не фееричен, но качествен, сыграл в “As Long As You’re Living”, спел ее другой обладатель «Грэмми» – экстравертный вокалист Курт Эллинг, а играли с ними трубач из Германии Тиль Бреннер и пианист Антонио Фарао (Италия). Блеснули своими соло другие трубачи – австралиец с популярным именем Джеймс Моррисон и наш популярный музыкант Вадим Эйленкриг.
Нельзя было не запомнить пятикратную победительницу «Грэмми» – вокалистку Дайан Ривз. С ней в эллингтоновской “In A Sentimental Mood” играли Игорь Бутман, Давид Голощёкин (скрипка), пианист Макото Одзоне (Япония), бас-гитарист Бен Уильямс. Бен появлялся на сцене еще много раз. Также часто играла уверенная барабанщица Терри Лин Каррингтон и знаменитый гитарист Ли Ритенур, отлично звучавший и в ансамбле, и с оркестром, эффектный и виртуозный клавишник Джои ДеФранческо. Были и экзотичные для нашей публики импровизаторы из Азии и Африки, а вот из Восточной Европы не был приглашен никто. Отлично вписались в суперзвездную тусовку и другие наши музыканты – Олег Аккуратов, Анатолий Кролл, Олег Бутман, Наталья Смирнова. Всего же выступило почти три десятка блестящих музыкантов.
По традиции Дней джаза в финале спели “Imagine” Джона Леннона. Одухотворенный рок-хит 70-х активно перерабатывается современной цивилизацией, причем без большого пиетета. На этот раз тема получилась весьма танцевальной. Что про это подумал бы Леннон – останется тайной.
Конечно, там, где джаз – ежедневная практика, например, в Новом Орлеане такие праздники проходят более раскованно и улыбчиво. У нас же была заметной доля официоза. На открытии выступили Губернатор Санкт-Петербурга Геннадий Полтавченко и Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Фестивалю прислали поздравления Президент Российской Федерации Владимир Путин и министр культуры Владимир Мединский, выступила Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле.
Диапазон праздника протянулся от шоу американских суперзвезд до тиража тульских пряников с изображением саксофона и джазового трамвая, в котором играла живая музыка. Одно из самых заметных мест заняли мастер-классы, панельные дискуссии (всех привлекла, например, тема «Женщины в джазе») и интерактивные лекции – сложилось даже ощущение, что они пользовались не меньшим интересом, чем концерты.
Выбор джазовых альбомов на блошином рынке у станции «Удельная» компенсировал для фанатов отсутствие продажи носителей на мероприятиях Дня джаза, за исключением концерта в Мариинском-2. Хотя там выбор винила и CD был ориентирован на рынок, а не на знакомство и продвижение выступающих артистов.
Доминирующим настроением было представление, что задача джазмена – развлекать, делать людям хорошо, объединять их. С первой частью этого утверждения, возможно, не согласятся те музыканты, которые считают своим долгом самореализацию или изложение мировоззренческих концепций, но гулять в парке люди все же будут под музыку не грузящую и им понятную.
Экспериментальное крыло отечественного джаза оказалось почти не представлено на празднике. Международные и отечественные СМИ открывали жанр в РФ, словно слышали про него впервые, и у них могло сложиться мнение, что импровизационная музыка у нас соответствует рамкам, определенным поп-эстетикой премии «Грэмми». Подобное представление неверно.
Из-за масштабности, многомерности, пафоса хотелось назвать происходящее Питерской джазовой симфонией с двумя (по количеству дней) прологами и открытым финалом. Ведь непонятно, будет ли пресса обращать больше внимания на джаз? Станет ли событие вехой в развитии стиля у нас? Вопрос открыт. Потенциал очевиден. Джаз из полузапрещенного и некогда альтернативного жанра стал социально значимым и признанным. Когда-то он считался музыкой «для толстых», потом старался стать музыкой «для умных», теперь есть вероятность, что он превращается в музыку для всех – континентов, рас и социумов – музыку на каждый день.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди