Персона

Елена РУДНЕВА: Мы не идем, а бежим вперед

Сезон 2017–2018 для Тульской областной филармонии имени И. А. Михайловского юбилейный – 80 лет со дня основания

Елена РУДНЕВА: Мы не идем, а бежим вперед

Тульская область – регион с богатыми культурными корнями. Близость к Ясной поляне, паломничество туристов к дому Льва Толстого, земля Тургенева, Жуковского, Поленова, Хомякова, другие местные достопримечательности создают ту почву, которая может дать хорошие всходы. Разумеется, если почву возделывают умные, компетентные люди.

Тульская филармония подошла к юбилею на подъеме: серьезный резонанс получили и созданный осенью 2017 года симфонический оркестр, Филармония вошла в орбиту всероссийских фестивалей, таких как «Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева», «Brass days», «Дню Победы посвящается…», «Осенний хоровой фестиваль»… В афише стали появляться современные сочинения, такие как «Боярыня Морозова» Щедрина, «Бабий яр» Кривицкого. А проекты Тульской филармонии выигрывают гранты Министерства культуры РФ, так как имеют общенациональное значение. Здесь есть своя жизнь, понимание высоких целей и задач, о чем с увлечением рассказывает Елена Руднева, директор Тульской областной филармонии

Ступеньки мастерства

Очень долго на разных уровнях говорилось о необходимости поддержки народного творчества. В Туле нет ВУЗа – только колледж искусств имени Даргомыжского и музыкальный колледж имени Глинки в городе Новомосковске Тульской области, после которых ребята уезжают учиться в другие города. Поэтому уже почти 20 лет существует в Тульской областной филармонии структурное подразделение – Детская филармония, как база для ранней профориентации одаренных детей, некая модель предпрофессиональной деятельности. В работе Детской филармонии принимают участие ведущие детско-юношеские творческие коллективы, осваивающие в учреждениях дополнительного образования фольклорное и академическое пение, хореографическое искусство. Филармония дает возможность этим детям работать на одной сценической площадке с профессиональными музыкантами, певцами, концертмейстерами, творческими коллективами, руководителями, режиссерами.

Это уникальное содружество по сути позволило Детской филармонии взять на себя функцию музыкального театра, поскольку основным жанром выступления стало театрализованное представление. Назову цикл концертов «Народный календарь» («Именины осени», «Свет звезды чудесной», «Сказка о масленичном блине», «Сказание о Петре и Февронии»), проект «Семейные воскресники», «Сказки с оркестром», где в роли чтецов выступают артисты детского фольклорного ансамбля «Ладушки», и музыкальные сказки «Золушка», «Снежная королева» в исполнении юных артистов театра «Орфей». Все просветительские программы также содержат театрализованное ведение и проходят с использованием медиа-средств. Достаточно посмотреть на названия таких концертов – «А и Б играли на трубе», «Филармонический детишник», «Как Митрофан музыке учился»… Детская филармония является базой практики для студентов колледжа культуры, местом стажировки молодых режиссеров, хореографов, актеров. Так что, с одной стороны, мы заняли нишу музыкального театра, которого в Туле нет, с другой стороны – привлекли молодежь к работе, показали возможность профессиональной самореализации.

Одним из проектов по работе с одаренными детьми является фестиваль «Ступеньки мастерства».

Мы проводим ежегодно отбор по видеозаписям, и потом одаренные дети приезжают со всех уголков Тульской области – из Алексина, Венёва, Суворова, Дубны, Одоева – чтобы выступить в Концертном зале Тульской филармонии с оркестром. До 2017 года с ними работал оркестр народных инструментов, теперь часть юных музыкантов получит возможность солировать с симфоническим оркестром.
Это редкая удача. Ни один концертмейстер не заменит звучание живого оркестра. Для ребят это не только реализация, но и шанс серьезного творческого роста. После участия в фестивале «Ступеньки мастерства» дети часто принимают решение всерьез профессионально продолжать музыкальное образование, участвовать в конкурсах, фестивалях. Сейчас в Туле начал работу созданный по инициативе Губернатора на базе областной музыкальной школы имени Г. З. Райхеля Центр поддержки одаренных детей «Мастерская талантов». Отчетные концерты этого центра проходят в зале филармонии и при участии наших академических коллективов.

Детской филармонии 20 лет. Это более 500 тысяч зрителей, которые прошли через концерты, это более 1000 детей, которые выступали в подобных программах. 250 из них профессионально ориентировались и остались работать в сфере культуры.

По главной улице с оркестром

Без симфонического оркестра, несмотря на то, что у нас было 360 сотрудников в штате, мы были ограничены в выборе репертуара, во взаимодействии с солистами. И это не только мое мнение, но и наших зрителей. Симфонические концерты проходили с участием приглашенных коллективов и с серьезными финансовыми вложениями. Считаю, что миссия любой филармонии – прежде всего, просветительство. Для нашего города – не столько показ академической музыки, но просветительство во всех сферах, во всех направлениях. Поэтому симфонический оркестр был моей мечтой, велась напряженная работа в течение пяти лет с руководством области. И осуществить это удалось при помощи и поддержке министра культуры Тульской области Татьяны Вячеславовны Рыбкиной, музыковеда, кандидата искусствоведения и нового Губернатора Тульской области Алексея Геннадьевича Дюмина. Мы очень благодарны Правительству за то, что происходит в Тульском регионе сейчас – капитально отремонтирован основной концертный зал, передано в оперативное управление здание Дома Дворянского собрания с уникальным Колонным залом.

За счет средств федерального и регионального бюджетов проходит ремонт и оснащение сельских клубов и домов культуры (программа «Сто клубов») – у филармонии появляются качественные площадки для ведения концертов и организации филиалов.

Главное сейчас – кадровый вопрос. Ведь ситуация какая: Москва рядом, и самые сильные ребята уезжают сразу туда по окончании колледжа. Они готовы были бы работать, но нужно учиться. В нашем оркестре, как и во многих других, не хватает исполнителей на фаготе, контрабасе, даже скрипичная группа укомплектована не до конца. Сейчас в оркестре работают музыканты из Волгограда, Ростова, Москвы. Дополнительно приглашаем музыкантов на отдельные программы из Москвы. В этом мне помогает художественный руководитель оркестра и главный дирижер Владислав Лаврик, дирижеры Владислав Белоусов и Михаил Угримов. Но понимаю, что нужен свой, постоянный состав.

Шаг навстречу

Тульская филармония – областная, поэтому из тысячи концертов, которые мы проводим, только 300 проходит в городе. У нас 10 коллективов, штат солистов, Детская филармония – просто необходимо проводить выездные концерты в области – в муниципальных образованиях, селах, поселках. Я уже говорила о программе «Сто клубов». Наша задача – наполнить эти учреждения филармоническими концертами, выполняя основное положение «Основ государственной культурной политики», сделать достижения культуры равнодоступными для всех граждан.

В 2017 году мы запустили проект «Шаг навстречу». Мы открыли шесть филиалов в областных городах. Это не юридические структуры, а, скорее, форма взаимодействия филармонии с муниципалитетами, которым предложено провести на базе отремонтированных домов и дворцов культуры абонементные концертные программы, точно так же, как они проходят на сцене Тульской областной филармонии. Почему «шаг навстречу»? Мы обеспечиваем эти программы финансово, выстраиваем прокат таким образом, чтобы сельский и поселковый зритель увидел то же, что и городской зритель. И по той же цене, что немаловажно. Дали сейчас в прокат 2 абонемента, сориентированные, прежде всего, на детей. «Знакомство с филармонией» и «Народный календарь». Самое сложное в этой работе – выстроить отношения с образовательными учреждениями, которые, по сути, должны были бы понимать, что мы предлагаем самое простое и доступное решение по организации досуговой деятельности детей по эстетическому воспитанию. В школах существует достаточное количество обучающих программ, но все они сориентированы на воспитание внутри учреждения, а не в музее, театре, на концерте…
Я являюсь Председателем комитета по культуре Общественной палаты Тульской области. Уже больше двух лет мы работаем в этом направлении совместно с региональными министерствами образования и культуры, общественными советами при органах исполнительной власти. В конце концов, пришли к пониманию, что необходимо создать некий региональный культурный минимум, который наши дети, да и вообще жители региона должны осваивать для того, чтобы стать достойными гражданами, знающими культурное наследие своего региона, России. Особенно это важно, если мы планируем сделать тульский регион «туристической Меккой». Для того, чтобы принять туристов, надо уметь грамотно рассказать об истории и достижениях своего края. Сейчас мы еще в начале пути.

Как пройти в Кремль?

Необходимо создать еще и совместную «Программу по освоению регионального культурного минимума» на основе материала, отобранного экспертами профильных министерств, который был бы обязателен для освоения школьниками с 1 по 11 класс. И тогда бы мы понимали, что в 1 классе ребенок обязательно пойдет в кукольный театр, на абонемент «Знакомство с филармонией», в краеведческий музей, во втором классе – на спектакль академического театра драмы, театра юного зрителя, в художественную галерею, в 3‑м – посетит Куликово поле, музей оружия, концерт симфонического оркестра…
Родители должны понимать, что они несут ответственность за воспитание своих детей, и что если они из села Куркино не могут повести ребенка в краеведческий музей – дорога дороже, чем стоимость билета,– то они должны знать, что, допустим, группа из Куркино раз в год собирается, они приезжают в город, знакомятся с музейными экспозициями, посещают театр, филармонию. Организуется некий внутренний, локальный детский туристический маршрут. Мы ведь так ездим в Москву, Петербург, а зачастую о достопримечательностях родного города даже не догадываемся.

Принимала участие в работе Третьего культурного форума в регионах России, и там как раз обсуждалась тема культурного ресурса как инструмента развития малых городов. И на одной из дискуссионных площадок шел разговор о взаимодействии образования и культуры в городах. Это многих волнует.

Круглые даты

В декабре мы отметили 80‑летие. Дата весомая. Исстари Тульская филармония – одна из крупнейших организаций в России, и ее возглавляли такие серьезные музыканты, как Иосиф Михайловский, Генрих Гиндес, которые для меня до сих пор являются учителями, и я преклоняюсь перед тем, что они сделали. Несмотря на то, что в городе нет профессионального ВУЗа, есть рядом Москва, можно проблемы решать, можно взаимодействовать, и наша тульская публика говорит нам спасибо. За последние 5 лет посещаемость концертов артистов филармонии – и мне эта цифра очень нравится – выросла почти в 2 раза. В этом сезоне празднует 75‑летие Тульский государственный хор. Почти ровесник филармонии. Хотя исторически первым коллективом филармонии был… симфонический оркестр. В 1937 году было создано концертное бюро – мы нашли в архиве подтверждающие документы. С 1939 года работал симфонический оркестр. Есть даже архивные фото, информация о том, что в 1941 году они были на гастролях в Луганске, где и встретили начало войны. Оттуда артисты уже возвращались сами, кто как смог.

В 1941 году концертное бюро было закрыто, а хор появился в 1943 году как концертный коллектив-фронтовая бригада, выступавшая для солдат. Они работали всю войну, а потом появился руководитель В. Успенский, поднявший хор на новую профессиональную ступень. У нас много информации на сайте филармонии о деятельности коллектива в период руководства Иосифа Михайловского – с ним хор ездил по всей России, часто выступал и в Москве. Теперь, с приходом на пост художественного руководителя Тульского государственного хора профессора Московской консерватории Александра Соловьёва, эти традиции возобновились.

Филармония сейчас – в хорошем рейтинге: она посещается зрителями, поддерживается властью. Серьезно обновился состав – и творческий, и технический, и управленческий. У меня ощущение, что мы не идем, а бежим вперед, стараясь не отставать от общего движения филармонического сообщества, и стараемся работать на уровне ведущих филармоний России.

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны