Elgar. Enigma Variations. In the South. Serenade <br>Royal Liverpool Philharmonic Orchestra <br>Vasily Petrenko <br>Onyx <br>CD Релизы

Elgar. Enigma Variations. In the South. Serenade
Royal Liverpool Philharmonic Orchestra
Vasily Petrenko
Onyx
CD

Если вы не поклонник Василия Петренко, не фанат Королевского ливерпульского филармонического оркестра, скептично относитесь к британской музыкальной традиции, а «Энигма» Элгара вам попросту надоела, то обязательно послушайте этот релиз – хотя бы потому, что он сильно отличается от того, что оркестр записывал в последнее время. И главное его отличие – это нежное, аккуратное, почти что трогательное исполнение, которое способно захватить в свою звуковую орбиту даже самого требовательного слушателя.

Новая работа Ливерпульского филармонического продолжает «элгариану», запущенную Петренко в 2014 году. Напомню, тогда оркестр под управлением дирижера записал Первую симфонию и увертюру «Кокейн», а спустя три года – Вторую симфонию и три небольшие пьесы – «Кариссима», «Мина» и «Утренняя песня». Нынешний проект посвящен самым популярным произведениям британского романтика, которые во многом определили его всемирное признание и славу. Речь идет о ставших хрестоматийными «Вариациях на оригинальную тему (Энигма)» и не менее известной Серенаде для струнного оркестра.

Знакомство с диском можно начать именно с «Энигма-вариаций» (это для тех, кто с осторожностью относится к музыке Элгара). Во-первых, Петренко мастерски работает с формой, подчеркивая ее условный оптимизм. Так возникает абсолютно целостное впечатление от прослушивания и, что важнее, ощущение заново раскрывающегося содержания. Во-вторых, ставка делается не на игривую эффектность музыки (вспоминаем подражательные свойства отдельных эпизодов партитуры), а на общее драматическое развитие. Движение это – стройное, выразительное, иногда непредсказуемое, поддерживаемое мощной басовой динамикой и устремленное к горизонтам возвышенной лирики.

В несколько ином ключе решена Серенада. Здесь музыканты без стеснения отдаются романтическому пафосу элгаровской мелодики, подключая к исполнению мощные эмоциональные регистры, которые отсылают к традиции камерного музицирования. В центре высказывания оказывается вдумчивое и неторопливое Larghetto – с меланхолично-протяжным легато струнных, воплощающим всю бесконечную прелесть художественного замысла композитора, его ностальгическую, философско-созерцательную основу.

Другая работа – эпичная 20-минутная увертюра «На Юге (Алассио)», которая открывает релиз, – интересна в плане развертывания мощного музыкального потенциала оркестра. Петренко позволяет ему продемонстрировать весь арсенал своих способностей: крепкую и слаженную игру, богатый тембровый колорит, яркую эмоциональность и одновременно свойственную ливерпульцам изящную сдержанность и возможность создавать тонкое поэтическое настроение. Увертюра, словно порыв свежего весеннего ветра, неожиданно растворяющий окно и удивляющий нас своей смелостью, задает мотив радостного обновления, который становится ключевым не только для этого исполнения, но и для всего альбома, выполненного с нежной любовью к наследию композитора.