Ensemble Obsidienne <br>Les Anges Musiciens <br>Chants et instruments du Moyen-âge <br>Bayard Musique
Релизы

Ensemble Obsidienne
Les Anges Musiciens
Chants et instruments du Moyen-âge
Bayard Musique

Всплеск интереса к средневековой музыке в середине XX века породил целую плеяду исполнителей, имена которых до сих пор остаются авторитетными: Sequentia, Micrologus, Gothic Voices, Alla Francesca и некоторые другие. Les Anges Musiciens («Ангелы-музыканты») – последняя работа французского ансамбля Obsidienne, вышедшая в нынешнем году. Стильное оформление диска и развернутый буклет на двух языках первоначально внушают надежду, что в руках может оказаться достойная работа. Однако альбом вызывает много вопросов, начиная с названия, которое по сути не говорит ни о чем. Содержание пытается раскрыть подзаголовок «Песни и инструменты Средневековья». Но не слишком ли самонадеянно пытаться объединить на одном диске шесть веков записанной музыки эпохи в самых разных жанрах и стилях?

Худшие подозрения оправдываются, когда взгляд падает на список треков. Музыканты ограничиваются тремя веками: с XIII по XV, зайдя на территорию Возрождения. Одноголосные эпические кантиги Девы Марии соседствуют с политекстовыми французскими мотетами; пошловатые песни Адама де ла Аля предваряют строгую григорианскую Аллилуйю; а песенно-танцевальный испанский Ренессанс конца XV века непонятно как оказывается рядом с произведением, в неофициальных кругах считающимся песней крестоносцев. Основная беда такой сборной солянки в том, что ее по определению нельзя сыграть стилистически верно без того, чтобы альбом не развалился. Либо играть все одинаково, игнорируя стиль, время и инструментарий.

Что могло помешать ансамблю Obsidienne придерживаться минимальной стилистической логики? Наверное, то же самое, что помешало им указать Хуана дель Энсина в качестве автора «Hoy comamos y bebamos» или позволило сыграть эстампи (средневековый танец) дуэтом варгана и инструмента, по звучанию до ужаса напоминающего маримбу. Последнее сделало популярную мелодию неузнаваемой на слух, а странный состав, который нельзя найти ни в одном источнике, привнес в звучание средневекового альбома оттенок восточного минимализма.

Интерпретация средневековых композиций от Obsidienne тесно граничит с плагиатом. За исключением эстампи, с ее спорным исполнением, при прослушивании альбома в голове непрерывно звучит мысль: «Я где-то уже слышал эту версию». Чего стоит только знаменитая «Cuncti simus concanentes» (та самая «песня крестоносцев»), аранжировка которой дословно повторяет версию ансамбля Micrologus, вышедшую в 2006 году.

Впрочем, достать диск ансамбля Obsidienne в России может быть затруднительно, поэтому, если вы ищете экстравертную средневековую музыку «с дудками и барабанами», послушайте лучше Micrologus.