Flow должно продолжаться События

Flow должно продолжаться

Репортаж с одного из самых интересных летних фестивалей популярной музыки

Каждое лето в Европе проходит несколько крупных фестивалей популярной музыки, на которые съезжаются сотни тысяч зрителей, а количество выступающих артистов описывается трехзначными числами. Для музыкантов эти фестивали – прекрасная возможность заявить о себе, сделать так, чтобы тебя заметили; в фестивальной толпе неизменно присутствуют скауты талантов многих крупных лейблов и программные директора радиостанций. Для меломанов же это простейший способ получить рекордное количество музыкальных впечатлений разом и не просто открыть для себя нескольких восходящих звезд или посмотреть живьем на давних фаворитов, но шире – понять, чем живет современная поп-музыка, каковы ее основные тренды по состоянию на сегодняшний день, кто ее исполняет и кто слушает.

Географически самый близкий такой фестиваль к Москве – это Flow, ежегодно проходящий в Хельсинки на территории бывшей электростанции (одна из сцен оборудована непосредственно в цеху – стильном заводском здании с высокими башнями). Flow длится три дня, внутри – семь сцен, на которых с утра до позднего вечера звучит совершенно разная музыка; удивительным образом расставлены они так, что звуковые потоки почти не пересекаются, и выступление одного исполнителя не портит эхо с выступления другого. Увидеть и услышать все – невозможно, но такого расчета и нет: вместо этого в официальном мобильном приложении фестиваля каждый может составить себе персональную программу по интересам, после чего телефон будет вибрировать за пятнадцать минут до начала того или иного концерта, напоминая о том, что пора бежать с одной сцены на другую.

Моя пятничная программа начинается с концерта в том самом цеху: сидячий зал в почти полной темноте внимает гипнотическому эмбиент-фолку эстонского дуэта Maarja Nuut & Ruum. Самое интересное здесь – как музыка декларативно натуральная, природная, основанная на языческих заговорах и ритуалах, делается средствами ультрасовременной электроники: этот конфликт между природным и техногенным, по ощущению, как раз и составляет ее содержание. На длинной дистанции материал немного утомляет, но в качестве погружения в фестивальную среду работает превосходно. Смысл фестиваля – в том, что это своего рода отдельный мир, среда, функционирующая по своим законам и служащая по отношению к остальному миру чем-то вроде ретрита: в этом контексте психоделическая фолктроника Maarja Nuut & Ruum – то что надо.

Следующий концерт – эмоциональный, стилистический и жанровый разворот на 180 градусов: юный британский рэпер slowthai, автор довольно впечатляющего дебютного альбома с говорящим названием «Nothing Great About Britain», заводит толпу на одной из сцен покрупнее. По части работы с аудиторией выступление slowthai – возможно, высшая точка всего фестиваля: энергия фронтмена компенсирует то досадное обстоятельство, что выступает артист под минус, который, к тому же, периодически выходит из строя. Его студийная запись сделана довольно изобретательно, но живьем вся рафинированность спадает со slowthai как не бывало: смысл выступления – бесконечный жестокий слэм в первых рядах, кровь, пот и слезы радости.

Эрика Баду

На главной сцене тем временем ожидается появление Эрики Баду, легенды соула и R&B. Звезда опаздывает, что вообще-то на фестивале категорически некомильфо; позже в кулуарах озвучивают причину задержки – у Баду, дескать, просто было дурное настроение. Концерт в итоге оказывается коротким, но ярким: блистательный инструментальный аккомпанемент – никакого минуса, тугой и прыгучий живой афроамериканский фанк – и яркое пение самой артистки, надевшей на себя диковинный разноцветный головной убор из крышечек от пивных бутылок; крышечки мило позвякивают в такт хореографическим этюдам их носительницы. На Flow запрещен стэйдж-дайвинг – прыжки со сцены в аудиторию, – но R&B-диве эти запреты нипочем: в последнем треке она сигает в толпу и исполняет несколько куплетов, плывя на руках у зрителей (среди которых – вот так везение – оказывается и автор этих строк). В анамнезе у Баду, как и у большинства других исполнителей афроамериканской поп-музыки, – многовековая традиция церковного пения, сопровождающего пасторские проповеди. Оттого и ее концерт – немножко проповедь: прямо внутри одной из песен певица толкает речь о том, что все мы люди-человеки, а расовые, гендерные и иные различия не имеют никакого значения. Это, впрочем, наименее убедительная часть программы – музыка артистки менее тривиальна, чем ее идеология.

Черной музыки на фестивале, проникнутом духом толерантности и мультикультурализма, вообще много – и в пятницу я успеваю услышать еще троих артистов неевропейского происхождения. Сначала – Нене Черри, дочь выдающегося джазового трубача Дона Черри, с блистательным сетом на стыке джаз-рока и трип-хопа: сумрачной, завораживающей электронной музыки. Мастерски лавируя между электроникой и живым звуком (на сцене, в числе прочего, присутствует арфа), Черри оказывается ответственной за один из лучших сетов на всем фестивале. Ее композиции отличаются редким сочетанием качеств – они предельно хитро устроены, я бы даже сказал, – хитро придуманы, и при этом исправно функционируют как поп-музыка: цепкая, мелодичная и танцевальная.

Следом пора бежать на необычную круговую сцену, построенную вокруг гигантского воздушного шара: здесь настраивается южноафриканский ансамбль BCUC. Вот в чем ценность фестивалей: признаюсь честно, до приезда на Flow я ничего о BCUC не слышал – тем не менее через пять минут эти люди уже прочно заняли место в числе моих фестивальных фаворитов. Это – Африка в первозданном, не испорченном колонизацией виде: необычайно зажигательный туземный хор в сопровождении одного лишь баса и ручной перкуссии. Главные звезды – гиперактивный фронтмен, выкрикивающий в микрофон нечленораздельные речевки, напоминающие то лозунги, то шаманские заклинания, и его партнерша, колоритная корпулентная дама с коровьим колокольчиком в руках. Грув – неотразимый, впечатления – непередаваемые.

И, наконец, завершение вечера: театрализованное шоу певицы Соланж на главной сцене. Судьба Соланж в каком-то смысле незавидна: ей, по-видимому, так и суждено оставаться в тени старшей сестры, главной поп-звезды всея Америки – Бейонсе. Тем не менее концерт показал, что это абсолютно состоявшийся артист со своим творческим почерком: в музыке Соланж, по ощущению, меньше мейнстрима и больше эксперимента, чем у Бейонсе, а особенно хороши были тихие, вкрадчивые фрагменты, в которых певица забывала обо всем, что ей (и таким, как она) втолковывают в эстрадно-джазовых училищах. Шоу – тоже высшего сорта: с минималистской, но эффектной сценической декорацией и танцующим тверк кордебалетом. Единственная ложка дегтя – из-за причуд Эрики Баду расписание на главной сцене съехало, а ровно в полночь законопослушные финны дергают стоп-кран и отключают сценический аппарат. Впрочем, то, как аудитория в тишине «помогала» Соланж допеть последний трек – дорогого стоит.

Как ни странно, суббота – «средний» день фестиваля Flow – для автора этих строк обернулась скорее разочарованием. Большой интерес вызывало выступление иранского композитора Сабы Ализаде, который в своих записях соединяет изобретательный эмбиент с тембрами лиры-кеманчи и других экзотических ближневосточных инструментов. Увы, кеманча простояла нетронутой почти весь концерт – музыкант «вспомнил» о ней лишь под самый конец. Несколько раздерганным оказался сет британского певца и мультиинструменталиста Девонте Хайнса, он же Blood Orange: артист явно мыслит себя «новым Принсом», но несмотря на наличие в его дискографии уже нескольких успешных альбомов, это по-прежнему кажется изрядным авансом. Более органично смотрелся концерт ансамбля под управлением яркой саксофонистки Нубайи Гарсия на сцене с воздушным шаром – это яркий и экспрессивный новый джаз, изобретательно преломляющий полувековую традицию. Наконец, хедлайнеры субботы – австралийский неопсиходелический состав Tame Impala – были чрезвычайно милы и стопроцентно верны избранной эстетике, вплоть до пестрых галлюциногенных видеоколлажей на фоне, однако их сет был сыгран до обидного «близко к тексту»: песни живьем почти ничем не отличались от студийных оригиналов. В психоделическом роке 1960-х, на который оглядываются участники группы, дело обстояло иначе: концерты ранних Pink Floyd были мало похожи на их же номерные альбомы – в этом, строго говоря, и заключался их смысл, а также очень отдельное, специфическое переживание, которое они транслировали аудитории.

Зато в воскресенье фестивальная парабола вновь устремилась резко вверх. Главным воскресным блюдом Flow заявлялся концерт группы The Cure – легенд британского постпанка во главе с одним из самых выразительных фронтменов эпохи Робертом Смитом. Впрочем, их я видел дважды, да и в Москву они заезжали не далее как этим летом, поэтому заранее было решено: The Cure погляжу постольку-поскольку, благо все внутренние фестивальные маршруты неминуемо пролегают мимо главной сцены, а сосредоточусь на других артистах. Тем не менее приятно было оказаться неподалеку как раз тогда, когда Смит сотоварищи зарядили «Lovesong» – один из главных хитов с классического альбома «Disintegration», который группа в этом туре повадилась играть целиком: от начала до конца. С ее строгим клавишным риффом и негромкой, но предельно эмоциональной вокальной партией это действительно выдающаяся песня, и мне повезло в почти трехчасовом сете ансамбля попасть именно на нее.

Фэроу Сандерс

Одновременно с The Cure на другой сцене выступала другая легенда – почти 80-летний саксофонист Фэроу Сандерс, один из пионеров свободного джаза 1960-х, для которого, как и для иных его коллег, например, Джона Колтрейна, джаз – это не столько даже музыкальный стиль, сколько своего рода духовный опыт. До скамеечки, на которой Сандерс, не вставая, сидит весь концерт, его доводят за ручку секьюрити – впрочем, стоит ему поднести к губам саксофон, как все меняется, и этот немощный, дряхлый человек внезапно выдает возносящиеся к небесам пассажи невероятной внутренней силы. А вот с аккомпанирующим составом живому классику повезло не очень: пока он отдыхает между «прямыми включениями» с Господом Богом, остальные музыканты (пианист, контрабасист и барабанщик) наяривают вполне традиционный инструментальный джаз без роду и племени.

Так или иначе, лучшие концерты воскресенья проходят почти подряд на третьей по значению (и по вместимости) сцене Flow. Первым ее занимает трио с труднопроизносимым названием Khruangbin – с точки зрения сценического действия это не бог весть что (запоминается разве что красивая высокая девушка с бас-гитарой), зато музыка Khruangbin весьма нетривиальна: это инструментальный рок, вдохновленный пластинками 1960-х – начала 1970-х годов из Юго-Восточной Азии, прежде всего Индонезии и Таиланда. Подобные записи сейчас часто переиздаются на специализированных лейблах – Khruangbin берут их мечтательное, словно бы не от мира сего звучание и почти факсимильно воспроизводят живьем.

Далее очередь группы Stereolab – моих давних фаворитов из Великобритании 1990-х, соединивших монотонный, репетитивный бит краутрока (минималистской разновидности рок-музыки германского происхождения) и мелодическое легкомыслие французской эстрады эпохи певиц йе-йе вроде Франс Галль. В 2000-е дела у Stereolab пошли так себе, и группа на целое десятилетие прекращала существование, но недавно собралась вновь – и пребывает, судя по выступлению на Flow, в великолепной творческой форме. Главные герои: вокалистка Летиция Садье, с обманчиво ровной, словно бы внеэмоциональной манерой, а также клавишник и основной композитор Тим Гэйн, сочиняющий песни такой мелодической яркости, что нет-нет да и задумаешься – как так вышло, что никто не написал их до него? Картину довершает безупречное чувство стиля и обаятельный конферанс: музыканты общаются со слушателями на равных, без малейшей дистанции.

Мицки Мияваки

И, наконец, возможно, главное открытие – американская певица японского происхождения по имени Мицки Мияваки или просто Mitski. Ее записи давно вызывали у меня нешуточный интерес: это такая угловатая, непричесанная, очень личная музыка, черпающая понемногу из совершенно разных источников – от диско до нойз-рока 1980-х, – но сочетающая все внешние влияния в предельно неожиданных пропорциях. В Мицки есть то, чего недостает многим ее коллегам, – пленительное ощущение тайны, увлекательной загадки, которую требуется разгадать. Певица не соответствует никаким шаблонным представлениям стилистического или гендерного свойства: от хрупких «девичьих» признаний она в мгновение ока переходит к «маскулинной» стене тяжелого гитарного звука. Идеология ее творчества – в отличие от той же Эрики Баду – опять-таки, не вполне ясна: разумеется, Мицки близок феминизм и концепция так называемого эмпауэрмента (смещение гендерных ролей в сторону от традиционных стереотипов), но в ее песнях нет лозунгов, прокламаций и дидактики – только размышления и переживания. Словом, было понятно, что это штучный артист – но не было понятно, насколько.

Концерт в этом контексте явился откровением. Во-первых, музыка артистки – полная «фальстартов» и внезапных метрических изгибов – оказалась великолепно перенесена на сцену. Хотя в записях Мицки сама играет на гитаре и некоторых других инструментах, живьем за всю исполнительскую часть – кроме вокала – отвечает вышколенный, четкий, как часы, инструментальный состав. Главная же героиня поет и делает шоу: самое необычное и любопытное за все три фестивальных дня. Достаточно сказать, что основным реквизитом в нем оказывается обыкновенный письменный стол – об отношениях артистки с этим предметом мебели можно было бы написать отдельную статью. То она поет, чинно сидя за столом, словно ученица за партой, то забирается под него и лукаво выглядывает оттуда, то, наоборот, взгромождается на стол и устраивает – не прекращая петь – нечто среднее между стриптизом и фитнес-тренировкой. Вся хореография, очевидно, детально проработана заранее – никакой импровизации, – но музыка Мицки устроена так хитроумно, что, боюсь, импровизация ей и впрямь противопоказана: кончится тем, что музыканты просто разъедутся кто куда. При этом, как и в случае с BCUC, выступление певицы – это яркая иллюстрация того, как можно добиться очень многого малыми, я бы даже сказал, минимальными средствами.

Как это обычно и бывает на крупных фестивалях, по их итогам всегда есть определенные сожаления – на кого-то не успел посмотреть, несколько интересных артистов совпали друг с другом по таймингу, и пришлось выбирать, и так далее.

Но главная эмоция – другая: ты погрузился в контекст современной популярной музыки в самом широком смысле этого слова (среди описанных выше артистов есть и джаз, и хип-хоп, и рок, и постпанк, и фолк, и электроника, и многое другое). Ты теперь знаешь, что она из себя представляет и чем жива. И ты неминуемо делаешь – вместе с сотней тысяч посетителей фестиваля – единственно возможный вывод: все с ней хорошо. Она умеет удивлять, она не прекратила бросать себе вызовы, она дышит, мыслит, развивается, ест, спит и занимается любовью. Фестиваль Flow – отличная возможность в этом убедиться.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии