Franz Liszt <br>Kirill Karabits <br>Staatskapelle Weimar <br>Audite
Релизы

Franz Liszt
Kirill Karabits 
Staatskapelle Weimar
Audite

Немецкий национальный театр и Государственная капелла в Веймаре, где украинец Кирилл Карабиц занимает должность музыкального руководителя, – гигантский музыкальный комбинат, соединяющий театр и оркестр. Подключение таких мощностей в творческий аппарат дирижера сильно упрочил его позиции – в том числе в бизнесе звукозаписи.

Карабиц не боится гнаться за музыкальными редкостями или неизвестными и заново обретенными опусами. Эта тактика оправдана историческим контекстом и многолетними музыкальными традициями, выпестованными в Веймаре великими мастерами прошлого. В записанный два года назад диск, полностью посвященный Рихарду Штраусу, вошли симфонические поэмы, премьеры которых состоялись как раз во время, когда композитор служил в Веймарском придворном театре. Прошлогодний альбом дирижера открыл для слушателей опус другого великого «веймарца» – Франца Листа. Рукопись первого акта его неоконченной оперы «Сарданапал» хранилась в архиве более 170 лет. И вот в 2017 году она была наконец расшифрована профессором Кембриджского университета Дэвидом Триппеттом, который предложил для исполнения и записи свой вариант оркестровки этого фрагмента.

Новый диск – еще одно приношение Листу. Этот альбом представляет удивительный мир его творческой лаборатории, в которой культивируются непобедимые романтические идеалы его времени, нашедшие свое воплощение в прекрасных музыкальных образах. Открывает сборник впервые изданное на CD «Торжественное шествие артистов, к юбилею Шиллера», которое, по замыслу композитора, должно предварять мелодраму «Сто лет назад», также включенную в релиз в качестве бонуса. «Шествие» радует своей неперегруженной помпезностью и невероятно красочным материалом – с трогательной средней частью, где благородное соло валторны вплетается в повествование под аккомпанемент струнных. Такая же симфоническая поэма «Тассо. Жалоба и триумф», живописная фреска, в которой дирижеру удается найти живые оркестровые интонации.

Центральное место в альбоме занимает симфония «Данте», грандиозное музыкально-драматическое полотно. Карабиц выступает здесь как режиссер, аккуратно вписывая в изображения адской повседневности голос самого поэта. На фоне бурлящей адской жизни созданные в лучших традициях берлиозовской театральности нежные ламентозные пассажи звучат по-философски напряженно, крайне чувственно и нежно. На этом контрасте выделяется и окончание первой части, где к агрессивным нападкам струнных добавляется пунктир там-тама и рычание духовой группы, сопровожда­емое ветряной машиной. Отдельно хочется отметить великолепную работу женского хора Немецкого национального театра – их ангельские голоса увлекают своей невесомой лучезарностью, выводя слушателя из глубин преисподней и обещая им райскую жизнь.