Фундаменталист История

Фундаменталист

Ушел из жизни патриарх контрабасового исполнительства Лев Раков

1 ноября 2019 года траурный зал Городской больницы имени С. П. Боткина с трудом смог вместить всех желающих, пришедших проститься со Львом Владимировичем Раковым. Огромное количество людей: коллег, родственников, друзей и студентов не только его класса, но и всей кафедры контрабаса и виолончели Московской консерватории, которые сочли своим долгом отдать дань уважения мастеру, свидетельствовало о том, каким огромным авторитетом пользовался этот человек. Многие специально приехали из других городов, чтобы проводить в последний путь Льва Владимировича. Если бы каждый из присутствующих имел возможность сказать хотя бы пару слов благодарности и сочувствия, время, отпущенное для прощания, вышло бы за рамки дозволенного.

Лев Владимирович – человек-легенда, человек – олицетворение эпохи, человек, без которого сейчас уже трудно представить развитие контрабасового искусства в XX–XXI веках.

Великолепный контрабасист, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, участник Великой Отечественной войны, удостоенный медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», он почти тридцать лет работал в Большом симфоническом оркестре Всесоюзного радио и Центрального телевидения, участвовал в камерных ансамблях.

Именно Л. В. Раков стал инициатором создания I Международного конкурса контрабасистов «Памяти Сергея Кусевицкого» в 1995 году в Москве. В то время я сделал переложение для контрабаса «Трех фантастических пьес» Шумана, в оригинале написанных для кларнета и фортепиано, и искал возможность, где можно было бы их исполнить. Лев Владимирович, услышав мою игру, загорелся этой идеей и предложил выступить на открытии конкурса, где я играл перед многочисленной аудиторией. Это выступление дало мне возможность лично познакомиться с председателем жюри этого конкурса А. Я. Эшпаем, который впоследствии пригласил меня участвовать в премьерном исполнении его Концерта для контрабаса с оркестром на фестивале «Московская осень» в Малом зале консерватории.

Лев Владимирович приглашал и организовывал творческие встречи с зарубежными контрабасистами, выдающимися музыкантами современности (Овидиу Бадила, Кристине Хук, Каталин Ротару), сам был членом жюри многих международных конкурсов. Великолепно владея немецким языком, он свободно общался с коллегами из-за рубежа и переводил статьи из иностранных музыкальных журналов. Его знали и ценили. В 2016 году в Москву приехали контрабасисты Томас Мартин, Клаус Трумпф, Джефф Брадетич, чтобы лично поздравить Льва Владимировича с 90-летием.

Лев Владимирович – маститый педагог, отдавший большую часть своей жизни педагогической деятельности. Вспоминая годы учебы в МССМШ имени Гнесиных, а затем и в Московской консерватории, я хотел бы отметить особую атмосферу, которая царила на его занятиях. Увлеченность, с которой он проводил уроки, воодушевляла студентов и позволяла раскрыть их творческий потенциал и индивидуальность. Предлагая различные варианты исполнения сложных эпизодов – штриховые и аппликатурные, Лев Владимирович никогда не навязывал своего мнения, подталкивая учащихся к самостоятельному выбору оптимального варианта. Он не боялся экспериментировать и быть новатором в методике обучения.

А какими интересными были классные вечера! Наряду с нами, учениками, в этих концертах участвовал и наш педагог. Нам посчастливилось быть свидетелями премьерных исполнений Шести сонат для струнных квартетов и Дуэта для виолончели и контрабаса Дж. Россини. В дальнейшем с участием Льва Владимировича они были записаны на радио.

Прекрасный профессионал, Лев Владимирович считал, что контрабас – инструмент, изначально предназначенный для игры в оркестре; справедливо полагая, что сольно он будет использоваться единицами, Л. В. Раков всю жизнь был ярым сторонником оркестрового строя. «Контрабас – уникальный, удивительный, прекрасный инструмент, но прежде всего он – инструмент оркестра и ансамбля. Именно в этом его изначальная предназначенность как самого низкого по звучанию смычкового инструмента», – писал Л. В. Раков в книге «Учиться, знать, уметь» (изданной, как и многие его труды, в издательстве «Композитор»). Именно поэтому он так много времени уделял на занятиях осмыслению и проработке оркестровых партий, готовил учащихся «к усердному изучению именно того дела, которым они будут заниматься всю свою профессиональную жизнь».

Убежденность, с которой он отстаивал свои принципы, не мешала ему выпускать из своего класса не только добротных оркестрантов, которые занимают ведущие позиции в лучших оркестрах как в России, так и за рубежом, но и превосходных солистов, лауреатов международных конкурсов.

Стоит отметить огромное методическое наследие, которое оставил после себя Лев Владимирович. Средства массовой информации и Интернет наполнены его изданиями. Но предмет его творческих устремлений не ограничивался составлением только методических изданий школ и хрестоматий. Обладая недюжинным литературным талантом, он написал множество статей, рецензий и книг, посвященных истории контрабаса, рассказывающих о знаменитых солистах-виртуозах и педагогах-контрабасистах. Поражает, какой гигантский объем информации был найден в архивах, освоен, литературно обработан и сохранен для потомков.

Важное место в жизни каждого музыканта занимает инструмент, на котором он играет. Контрабас Льва Владимировича, сделанный в конце XIX века немецким мастером из Лейпцига Иоганном Глассом, звучал и служил ему верой и правдой на протяжении всей его творческой жизни. Сколько концертов было сыграно, сделано записей на радио и пластинках с этим инструментом! Незадолго до своего ухода из жизни Лев Владимирович пригласил меня к себе домой и, кивнув на стоящий в углу контрабас, сказал: «Он должен звучать. Я хочу, чтобы на нем играл ты. Это мой тебе подарок». Это было сказано так буднично и просто, что меня поразило внутреннее благородство и искренность, с которым мой учитель произнес эти слова!

До последних дней Лев Владимирович общался и поддерживал связь с коллегами, живо участвовал в обсуждении различных вопросов, касающихся исполнительского мастерства, и активно интересовался дальнейшими перспективами развития контрабасового искусства.

Масштаб личности Льва Владимировича и то, что он успел сделать и воплотить в жизнь, заставляет видеть в нем Человека с большой буквы, мастера своего дела, которому мы должны если не подражать, то хотя бы стремиться следовать его примеру.

Поминальное слово История

Поминальное слово

Трагически внезапно ушел из жизни Сергей Михайлович Слонимский (1932–2020), один из крупнейших российских композиторов мирового масштаба.

Когда часы двенадцать бьют История

Когда часы двенадцать бьют

Настало ли время для возвращения додекафонии?

Girl power История

Girl power

Женщины-дирижеры в сражении за подиум

Личное дело Николая Метнера История

Личное дело Николая Метнера

29 мая 1902 года Свободный художник Николай Карлович Метнер в письменной форме доверяет получение диплома, удостоверяющего обладание этим высоким званием, Дмитрию Гавриловичу Корнилову.