Фёдор Елютин: Я не занимаюсь акробатами или карликами, у меня другие приемы Персона

Фёдор Елютин: Я не занимаюсь акробатами или карликами, у меня другие приемы

Один из самых успешных театральных продюсеров Фёдор Елютин (ФЕ) выпустил книгу «Remote Moscow: как зарабатывать на впечатлениях». Не имея ни рубля инвестиций, Елютин привез в Москву экспериментальный спектакль из Германии. С этого момента в России началась настоящая волна иммерсивного театра. О театральных фестивалях, новом спектакле «Rimini Protokoll», чем хороша «Кармен» Дмитрия Чернякова, и почему нужно ехать в Южную Африку импресарио рассказал в интервью Владимиру Жалнину (ВЖ).

ВЖ Импресарио Фёдор Елютин появился задолго до успеха «Remote Mosсow»?

ФЕ Все началось с «Копов в огне». В тот момент я понял: хочу удивлять, хочу вытаскивать человека из его повседневной рутины.

ВЖ Один твой спектакль начинается на кладбище, другой – в кузове грузовика, на третьем – у всех глаза закрыты. Зрители спокойно принимают подобные правила игры?

ФЕ Всякие случаи были. Скажу так: корабль спокойно чувствует себя в гавани, но построен он был не для этого. Наша задача – вывести зрителя из состояния равновесия, удивить, тем самым подарив новый опыт.

ВЖ Сейчас ты продолжаешь работать с Rimini Protokoll?

ФЕ Да. В апреле привожу их спектакль «Uncanny Valley». В русской версии он будет называться «Зловещая долина».

ВЖ Расскажи, что это будет за спектакль?

ФЕ Это моноспектакль, в котором исследуются проблемы людей и роботов. Если машина слишком похожа на человека, мы начинаем испытывать недоверие или даже страх: где человек, а где машина? В 1978 году японский ученый Масахиро Мори придумал термин «uncanny valley» для  этого странного чувства. Спектакль построен на тексте Томаса Мелле, «играть» же спектакль будет его аниматронный двойник. Робот займет место автора и станет задавать вопросы: может ли человек лучше узнать себя через свою копию; что происходит, когда человек копируется? Захватывающий экспириенс.


Спектакль “Uncanny Valley” ©rimini-protokoll.de

ВЖ В книге ты рассказываешь, как в 2013 году побывал на Авиньонском фестивале и впервые увидел работы Кастеллуччи, Варликовского, Митчелл, Фабра. Продолжаешь следить за тем, что они делают?

ФЕ Я кайфую от европейского театра. Специально ездил смотреть «Гору Олимп» Фабра в Париж в La Villette. Недавно посмотрел «Альцину» Кэти Митчелл у нас в Большом театре.

ВЖ Режиссура убедила?

ФЕ Было не так круто, как в Авиньоне. Да и вообще много надуманного. Опера, поставленная таким способом, на мой вкус – не wow. Вот «Кармен» Мити Чернякова, которую я посмотрел в прошлом году в Экс-ан-Провансе, вдохновила. Сделано блестяще: есть ирония, отличные декорации, все на одном дыхании!

ВЖ Твоя первая продюсерская работа в театре – хип-хоп опера «Копы в огне». Есть мысли продолжать что-то на территории музыкального театра?

ФЕ На сегодняшний день у меня нет ни одного чисто музыкального спектакля, но в целом люблю это направление. Наверное, не на всем, что любишь, нужно зарабатывать. Такая вот мудрость от импресарио.

ВЖ Ты пишешь в книге: «Часть моей работы – есть невкусные помидоры», подразумевая, что необходимо посмотреть десятки плохих спектаклей, прежде чем найдешь один хороший.

ФЕ Тут как в законе Парето. Из десяти спектаклей только два будут хороши.

ВЖ Ты привозишь в основном европейский театр, но ведь существуют интересные театральные вещи в Австралии или, скажем, в ЮАР.

ФЕ Как раз лечу туда через две недели.

ВЖ Смотреть спектакли?

ФЕ Нет, буду смотреть на антилопу и попугаев. Хватит с меня спектаклей, надо вдохновляться живой природой.

Елютин Ф. Remote Moscow: как зарабатывать на впечатлениях. М.:Альпина Паблишер, 2019. – 132с.

Спектакль “Remote Moscow” ©Павел Кабанов

ВЖ Сейчас идет театральный фестиваль NET. Насколько фестивали в Москве резонируют с тем, что делаешь ты?

ФЕ Я противопоставляю себя любым театральным фестивалям. Меня волнует зритель и то, какой опыт он получит. В то же время стараюсь приблизиться к бродвейским лекалам, которые меня так возбуждают. А фестивали? Думаю, все они классные – и TERRITORIЯ, и NET, и Чеховский и то, что делает «Золотая Маска». У них у всех своя аудитория, и чем больше фестивали полярны, тем больше разных-разных людей потянутся в театр.

ВЖ В отличие от Европы, театры в России существуют в основном на государственные деньги

ФЕ Вот в такие моменты я чувствую себя по-настоящему творцом. Я не существую на деньги государства и не думаю, как отчитываться по президентским грантам, или какие спектакли придумать, чтобы оправдать заказ. А это вообще-то проблема! Взять хотя бы лозунг, с которым Эдуард Бояков зашел в МХАТ имени Горького.

ВЖ Какой лозунг?

ФЕ «Сохраним традиции и патриотизм». Как-то так. Я не против МХАТ, но топить за патриотизм и традиции – это не театр, это какой-то исторический музей. Подобная стратегия вряд ли поможет театру создать что-то свежее и возбуждающее дух.

ВЖ Ты сам часто ходишь в театры в Москве?

ФЕ Приходится.

ВЖ Последний спектакль, который ты посмотрел?

ФЕ «Цирк» Максима Диденко.

ВЖ Твое впечатление?

ФЕ Очень красиво, дорого, буржуазно. Но от меня это далековато. Я не занимаюсь акробатами или карликами. У меня другие приемы.

ВЖ Твои спектакли привлекают разную аудиторию, но большая часть из них – молодые люди. Почему им интереснее ходить к тебе, а не в тот же МХАТ имени Горького?

ФЕ Я разговариваю с ними на одном языке: создаю удобный сайт, пишу понятные тексты, делаю то, что сам понимаю. Конечно, лет через шестьдесят я буду не так хорошо разбираться во всем этом.

ВЖ То есть придет новый Фёдор Елютин?

ФЕ Он уже родился. Я это чувствую.

ВЖ Фёдор Елютин сегодня – это в большей степени продюсер или творец?

ФЕ Это импресарио.

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны

Нина Костенко: Все, что связано с Римским-Корсаковым, надо сохранить Персона

Нина Костенко: Все, что связано с Римским-Корсаковым, надо сохранить