Геннадий Дмитряк: <br>Мне хочется делиться с молодежью знаниями
События

Геннадий Дмитряк:
Мне хочется делиться с молодежью знаниями

Фестиваль к 100-летию Капеллы Юрлова завершился необычным гала в «Зарядье»

Собственно, и сам фестиваль вышел за рамки традиционных форматов и длился целый сезон, демонстрируя творческий дух, богатый репертуарный запас и, главное, креативную силу руководителя Капеллы – дирижера, народного артиста России, профессора Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных Геннадия Дмитряка. Кульминационным пунктом фестиваля стала последняя программа «Сергей Рахманинов и русская песня», давшая повод собрать на сцене «Зарядья» около 300 певцов. К Капелле Юрлова присоединились Тульский государственный хор и 8 студенческих хоров – из вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Казани, Магнитогорска, составив Объединенный молодежный хор России.

Прозвучавшие в первом отделении популярные русские народные песни в смелых современных по языку обработках Шостаковича, Ларина, Калистратова показали, насколько неисчерпаем и плодороден этот пласт музыки, насколько он притягателен для композиторов. В то же время вкрапление краски струнных народных инструментов «Терем-квартета» создало шлейф аутентичности и не дало оторваться от праистоков. Кстати, неисповедимы пути артистов: как рассказал Г. А. Дмитряк, впервые с искусством «Терем-квартета» ему пришлось столкнуться в… Бразилии, на фестивале российской культуры. И вот теперь, на своей родине, музыканты решили сделать совместную программу.

Но главным интерпретатором русской песни в этот вечер оказался Сергей Рахманинов. В его «Трех русских песнях» и кантате «Весна» фольклор также преломлен сквозь призму авторского стиля, оказавшись встроенным в эстетику эпохи модерна с его культом красоты, тяготением к символизму. В этих сочинениях Геннадий Дмитряк не только готовил хоровую часть, но и встал за пульт Симфонического оркестра Московской консерватории, напомнив о своем немалом опыте дирижера-симфониста. Казалось бы, вся эта музыкальная махина должна оглушить публику лавиной звука – но совсем не такую цель преследовал маэстро, умело выстраивавший драматургию каждого произведения, динамическую палитру. Исступленность и нежность, страсть, боль и просветленная мудрость – об этом поведала музыка Рахманинова, завершая юбилейный вечер мощным, наполняющим весь зал гимном любви и искусству. Финальные некрасовские строчки «Люби, покуда любится…», подхваченные гигантским хором,завибрировали в акустике, разлетаясь по залу и возвращаясь вновь на сцену. Это был «момент истины», открывший сокровенные глубины хорового пения. Ощущение магии продлил бис – «Богородице Дево», красивейший фрагмент из «Всенощного бдения» Рахманинова, всегда заставляющий воспарить и самих музыкантов, и слушателей.

Казалось бы, взяв такой рубеж, можно остановиться и «почивать на лаврах», но это не в правилах Геннадия Дмитряка – о своих новых революционных (не побоимся этого слова) проектах он рассказал Евгении Кривицкой.

Ищем таланты

Геннадий Дмитряк

Это уже пятый или шестой раз, как я собираю Сводный хор. Мы такими составами исполняли «Всенощное бдение» Рахманинова, сочинения Свиридова, Реквием Верди… Студенты выступали в известных столичных залах – Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале консерватории, теперь – в «Зарядье». С нами сотрудничали известные симфонические коллективы. Я чувствую у ребят неподдельный интерес к творчеству Капеллы, чей авторитет сейчас очень высок благодаря нашей активной деятельности.

Мы очень благодарны Министерству культуры РФ за внимание к инициативам по проведению масштабных хоровых концертов. Благодаря господдержке, в том числе финансовой, Капелле удалось осуществить ряд значительных творческих проектов, в том числе гала в «Зарядье», с участием большого количества музыкальных коллективов из регионов.

Почему традиции совместных выступлений профессиональных и студенческих хоров должны развиваться? Я сам когда-то стоял в сводном хоре у Александра Юрлова, помню, как замирало сердце, когда он работал с нами. Уверен, что и в наши дни для молодежи важно общение с профессионалами. В свою очередь, нас это также обогащает. Мне нравится работать не только с молодежными хорами,но и с оркестрами, делиться своими знаниями. На сегодняшний день мое заветное желание – создать группу из двадцати артистов, которые проходили бы в Капелле исполнительскую стажировку: пели, помогали в репетиционном процессе, изучали репертуар, знакомились с работой хоровых и симфонических дирижеров. В консерваториях и музыкальных вузах студенты получают прежде всего теоретический багаж. Этот важный, необходимый этап подготовки артиста хора совершенно недостаточен для воспитания полноценных исполнительских качеств, формирования музыкантов-лидеров. В стажерской группе у молодых артистов появится возможность на практике овладеть вокально-хоровыми навыками, отточить слух, развить вкус, расширить кругозор. Этот бесценный опыт мы и хотим предложить молодым коллегам. Те, кто готовятся стать сольными исполнителями, стажируются в оперных театрах. Мы также можем готовить для себя квалифицированные кадры.

Канчели, Рыбников и Богемская рапсодия

Я рад, что в нашем коллективе царит комфортная атмосфера – наш репетиционный и концертный график настолько спрессован, что требует максимальной концентрации и мобильности. Ведь для поддержания творческой формы и освоения нового репертуара требуется время, которое при нашей занятости теперь приходится просто выкраивать. Капелла дает до девяноста концертов в сезон; работать приходится в разных жанрах. Сегодня в составе коллектива Капеллы есть ансамбль солистов, который мастерски исполняет эстрадные сочинения, рок-музыку, например, песни легендарной группы Queen… Они ежегодно выступают в программах более чем двадцати концертов, блестяще владеют эстрадной вокальной техникой и работают наравне со звездами эстрады.

Вы видите, что за последние годы репертуар Капеллы значительно обновился, для нас нет технических преград, мы исполняем, в том числе, много современной музыки – Гии Канчели, Алексея Рыбникова, многих других, что, конечно, помогает двигаться вперед.

Встреча через столетие

Пролистывая страницы прошедшего юбилейного сезона, не могу не вспомнить отдельные важные события. Мы много гастролировали – вначале в Крыму: дали концерт в храме на том месте, где состоялось Крещение Руси, потом в Севастополе, где люди со слезами подпевали и благодарили за песню «Легендарный Севастополь». Затем в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» объездили многие города России. Это Курган, Челябинск, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Уфа, Нефтекамск, Набережные Челны, Самара, Тольятти, Смоленск, Вологда… Уже в этом сезоне спели несколько концертов во Франции в программе престижного музыкального фестиваля Via Aeterna, и приятно отметить, что со стороны французской публики чувствовался колоссальный интерес к русской музыке и культуре. Подтверждением успеха этого турне стало повторное приглашение Капеллы во Францию. Также достигнута договоренность о гастролях коллектива в Швейцарию и Японию.

В Москве прошла серия юбилейных концертов, где Капелла показала свои универсальные качества. Например, в программе «Встреча через столетие» мы выступили с Национальным оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова, обозначив символическую временную арку к самому первому совместному выступлению с этим коллективом в 1919 году, сто лет назад! Если с осиповцами представили русскую вокально-симфоническую классику – кантаты «Москва» Чайковского и «Александр Невский» Прокофьева, то в февральском юбилейном концерте в Большом зале Московской консерватории исполняли западную хоровую музыку XX века: миниатюры Бриттена, Элгара, Пендерецкого, Уитакера, Тормиса, кантату «Carmina Burana» Орфа. Кульминацией юбилейного фестиваля стал апрельский гала-концерт Капеллы «Музыка столетия», в основу которого легла музыкальная композиция, отражающая основные исторические вехи XX века и творческий путь нашего коллектива.

Важным для нас событием стала также запись Антологии хоровой музыки Георгия Свиридова. В комплект из шести дисков вошли все сочинения композитора для хора a cappella. Позади три года работы, десятки часов, проведенных в студии звукозаписи киноконцерна «Мосфильм». Мы рады, что эта работа была высоко оценена специалистами, и свиридовская Антология стала победителем в номинации «Хоровые произведения» Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук».

Мне приятно констатировать, что Капелла выступает сегодня в переполненных залах: не только в Москве, но и в регионах интерес публики высок. И я бы отметил, как нас слушают: спиной ощущаю напряженное внимание в зале – ту особую тишину, в которой только и может происходить настоящее чудо рождения музыкального образа.


Артем Варгафтик,
музыкальный обозреватель радио «Культура»

Хор, который поет, думает, дышит, чувствует по-русски, всегда черпает силы из двух неиссякаемых источников: народной песни и духовной музыки. На том и стоит наша хоровая классика. На том же стоит и вся история Юрловской капеллы – хотя начиналась она как история семейная. Иван Иванович Юхов на заре ХХ века собирал свой небольшой вокальный ансамбль из родных и близких, не просто, чтобы вместе петь на клиросе в праздники, – а для того, чтобы вместе развивать и двигать вперед русское хоровое дело. Их первые успехи пришлись как раз на те два десятилетия, которые изменили жизнь страны до неузнаваемости – еще бы: с 1905 по 1917 год – три революции!

В разгар Гражданской войны, в 1919 году новая власть собственно и решила «национализировать» хор Юхова – может быть, еще и потому, что Ленину нравилось, как они поют революционные песни? А может быть, потому, что хор теперь должен был стать делом не только общенародным, но и государственным. Вот от этого момента и отсчитываются сто лет новейшей истории Капеллы.

Работы становилось все больше – и на радио, и в спектаклях «Театра Революции», но особенно с изобретением звукового кино. Больше шестидесяти советских фильмов озвучил «юховский хор» (в то время уже Первый Государственный) – в том числе такие всенародно любимые картины, как «Веселые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга». Кстати, фильм Григория Александрова «Волга-Волга» был удостоен Сталинской премии первой степени за 1941 год. И все могло быть совсем иначе – если бы не война…

Хористы реорганизованной в 1942 году Республиканской капеллы помогали фронту – не только песнями в госпиталях, не только в концертных бригадах, но и руками, когда нужно было лес валить, бревна пилить и укрепления строить… и как радовались тому мирному будущему, которое непременно наступит.

Мы помним всех, кто вкладывал свои силы и творческие устремления в работу Капеллы в послевоенные годы, кто своим талантом, энергией, мастерством поднимал планку, намечал новые рубежи – всем им мы отдаем дань нашей любви, уважения и признательности. И конечно же, незабываемо яркий след в истории русской хоровой музыки оставил маэстро Александр Юрлов, чье имя капелла с гордостью носит в наши дни.

Сегодня это флагманский, образцовый коллектив, чей выход на сцену под руководством Геннадия Дмитряка (на фото) слушатели встречают дружными аплодисментами – их так приятно слушать, когда ведешь концерты и представляешь артистов, уже не говоря о самих исполнениях. Коллектив необычайно востребованный – то есть загруженный хорошей, интересной, содержательной работой – и любимый теми, для кого эта работа предназначена. До кого юрловцы всеми силами души стараются донести непреходящие ценности русского хорового искусства.

Вариации на тему «удовольствие» События

Вариации на тему «удовольствие»

Трио Даниила Крамера внесло разнообразие в интернет-трансляции из Большого зала консерватории

Беспечный бадминтон События

Беспечный бадминтон

В Театре имени Наталии Сац состоялась российская премьера оперы Филипа Гласса «Жестокие дети» с маркировкой 16+: это единственный спектакль в афише, на который действительно не стоит приходить с маленькими детьми.

Черный паяц События

Черный паяц

Новая постановка «Дон Жуана» на сцене Teatro Sociale в Тренто – копродукция театров Пизы, Ливорно и Лукки и Фонда имени Гайдна Тренто и Больцано.

Раскачали Сибирь События

Раскачали Сибирь

Союз композиторов России вместе с МАСМ «зачитали» современные партитуры в Новосибирске