HAYDN: CELLO CONCERTOS. <br>VIVALDI: CONCERTO FOR VIOLIN AND CELLO. <br>CHRISTOPH CROISÉ. SHERNIYAZ MUSSAKHAN. <br>EURASIAN SOLOISTS CHAMBER ORCHESTRA. <br>AVIE RECORDS Релизы

HAYDN: CELLO CONCERTOS.
VIVALDI: CONCERTO FOR VIOLIN AND CELLO.
CHRISTOPH CROISÉ. SHERNIYAZ MUSSAKHAN.
EURASIAN SOLOISTS CHAMBER ORCHESTRA.
AVIE RECORDS

25-летний швейцарский виолончелист Кристоф Круазе, собравший немало наград на международных конкурсах, тесно связан с Россией. Его первый учитель, Александр Неустроев – выпускник ЦМШ, сам Круазе неоднократно выступал в Санкт-Петербурге и даже участвовал в XVI конкурсе имени П.И.Чайковского (правда, дальше первого тура не прошел). Его техническое мастерство оттеняется фирменным мягким густым тембром виолончели работы мастера Гоффриллера (1712 год, Венеция).

В таком молодом возрасте исполнители часто экспериментируют с репертуаром и находят свою нишу. Первый диск Круазе выпустил в 2015-м c казахской пианисткой Оксаной Шевченко. В нем ясно демонстрируется интерес Круазе к музыке разных эпох, от романтизма до авангарда. Поэтому неудивительно, что его поиски привели к сотрудничеству с руководителем недавно созданного камерного оркестра «Солисты Евразии» Шерниязом Мусаханом.

Вскоре после февральского концерта в Бадене они выпустили на лейбле Avie Records диск с двумя виолончельными концертами Гайдна № 1 и № 2, а также двойным концертом Вивальди для скрипки и виолончели. Прославленных композиторов объединяет не только плодовитость, не только преемственность (Вивальди заложил основу для последующих экспериментов Гайдна), но и неисчерпаемое вдохновение, с которым они исследовали возможности инструментов, в особенности струнных.

Уже при первом взгляде видна уникальность этой записи. В краткой аннотации к диску музыканты обещают «зажигательную программу из концертов XVIII столетия Папы Гайдна и Рыжего священника». Действительно, мы ведь так привыкли смотреть на парадные, чинные портреты Гайдна и Вивальди, что трудно представить их как живых людей, которым хочется наслаждаться творчеством и получать удовольствие от игры. Поэтому главное, что удается Круазе и оркестрантам, – сорвать с них парики. Если может показаться, что музыка XVIII столетия скучная, то только не в этой записи. В русле этой установки «Солисты Евразии» не исповедуют аутентичную манеру игры, и их инструменты не настроены в низком строе.

Гайдн предоставляет Круазе массу возможностей подняться в высокий регистр виолончели – первую и вторую октаву, где он маневрирует между приглушенной квазисурдиной и ясной мелодией, которая могла бы принадлежать скрипке. В быстрых частях музыканты профессионально справляются с техническими сложностями фактуры, не загоняя темп до полной суматохи, как в некоторых других интерпретациях.

Завершает диск концерт Вивальди, где к Круазе присоединяется Мусахан с партией солирующей скрипки. Так как барочная музыка позволяет свободу интерпретации, у обоих солистов много добавленных украшений, которые покрывают разреженную фактуру узорами и завитушками. Мусахан не показывает слушателям какого-то редкого, оригинального тембра, как Круазе, и в целом берет скоростью и легкостью, с которой он порхает в пассажах в верхнем регистре.

К сожалению, если концерты Гайдна, несомненно, являются классикой виолончельного репертуара, то концерт Вивальди RV 547, похоже, выбран из соображений заполнения времени. Он идет всего 8 минут и не выдерживает сравнения с более известными сочинениями Вивальди. Также слушателю прекрасно слышно дыхание, сопение и скрипы солиста, так как звукорежиссер намеренно вывел микрофон Круазе на первый план. В некоторых местах струнные инструменты заглушаются духовыми, что опять же, наверное, проблема звукового баланса.

Эти технические недостатки не должны отвлекать нас от замечательной игры музыкантов и их свежего взгляда на проблему соотношения эпох. Диск Avie Records – это не только хорошее введение в барочную и венско-классическую музыку, но и напоминание о том, что композиторам тоже не чуждо ничто человеческое.

English version