Испытание Бетховеном События

Испытание Бетховеном

Об открытии филармонического абонемента Московского камерного оркестра Musica Viva «Шедевры и премьеры»

«В программе: Бетховен…». Что обычно ждет большинство слушательской аудитории? Известные симфонии, избранные сонаты: всё то, с чем ассоциируется тщательно созданный и, кажется, давно непоколебимый для нас образ гениального венского классика.

У Московского камерного оркестра Musica Viva за 40-летнюю историю было предостаточно бетховенских программ, в репертуаре музыкантов много камерной музыки композитора, несколько лет назад бельгийский лейбл «Fuga libera» записал CD с их исполнением Первой и Шестой симфоний, в 2015-м году оркестр осуществил концертное исполнение единственной оперы Бетховена «Фиделио».

В новую монографическую программу Александр Рудин включил музыку не самую популярную, не самую простую, и не очень «выигрышную». Но сейчас концерты, решенные таким образом, только мощнее привлекают публику, пресытившуюся ожидаемой афишей.

Концерт открылся Увертюры из музыки к пьесе Коцебу «Афинские развалины» – кстати, самая короткая увертюра из всех, что есть в наследии Бетховена. Короткая и эффектная, и как пишут музыковеды, в ней хорошо чувствуется «рука Бетховена»: интерпретация Рудина хорошо показывает нам драматургическую цельность сочинения, у дирижера превосходное чувство меры в выборе средств, ощущается логика и естественность каждого нюанса.

Доминантой первого отделения стал Пятый фортепианный концерт. Искусство Элисо Вирсаладзе, исполнившей в этот вечер сольную партию, выше любой критики. Можно лишь еще раз подчеркнуть её потрясающую форму, стабильность, яркую индивидуальность, проявляющуюся в каждом пассаже, в каждом звуке.  Но в связи с Концертом Бетховена нужно было заметить, пожалуй, главное: Рудин и Вирсаладзе полностью убрали все «околомузыкальные» штампы (патриотичность, героизм, борьбу), в их прочтении осталась живая, притягательная эмоция, не нуждающаяся в программных объяснениях. Элисо Константиновна уже много лет играет с Александром Рудиным и его оркестром Musica Viva, отсюда – особое взаимопонимание музыкантов.

Второе отделение стало «испытанием на прочность». Не уверен, что каждый оркестр способен на такой риск, решив исполнить «Творение Прометея», и не только знаменитую увертюру, а всю музыку балета полностью.

Испытание это, прежде всего, для оркестра. Партитура героико-аллегорического балета нуждается в серьезном и обдуманном подходе, для восприятия она все же сложна. И очень легко «закопаться» в деталях, а еще проще вовсе не обратить на них внимания. Можно было не сомневаться, что Александр Рудин найдет нужный баланс: представит сочинение единым полотном, свяжет каждый из номеров, акцентирует для нашего слуха любопытные моменты оркестровых и мелодических находок Бетховена. Уровень качества оркестра Musica Viva – пример для подражания.

Вместе с тем, «Прометей» – испытание и для слушателя, который должен быть подготовленным. А точнее готовым к тому, что в концертном зале будет предложено интеллектуальное и вдохновенное исполнение, ничем не замаскированное и не дополненное: одним словом, без эпатажа. Только музыка, и ничего лишнего.

Вариации на тему «удовольствие» События

Вариации на тему «удовольствие»

Трио Даниила Крамера внесло разнообразие в интернет-трансляции из Большого зала консерватории

Беспечный бадминтон События

Беспечный бадминтон

В Театре имени Наталии Сац состоялась российская премьера оперы Филипа Гласса «Жестокие дети» с маркировкой 16+: это единственный спектакль в афише, на который действительно не стоит приходить с маленькими детьми.

Черный паяц События

Черный паяц

Новая постановка «Дон Жуана» на сцене Teatro Sociale в Тренто – копродукция театров Пизы, Ливорно и Лукки и Фонда имени Гайдна Тренто и Больцано.

Раскачали Сибирь События

Раскачали Сибирь

Союз композиторов России вместе с МАСМ «зачитали» современные партитуры в Новосибирске