К  Чайковскому с любовью События

К Чайковскому с любовью

2 сентября 2017 года в Клину прошла ежегодная церемония посвящения в студенты Академического музыкального училища при Московской консерватории, больше известного как «Мерзляковка». Вместе с юными музыкантами в город Чайковского приехал Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова

Церемония эта не имеет себе равных в отечественной музыкальной среде, и сейчас трудно себе представить, что когда‑то поступающие в Мерзляковку не наслаждались поездкой в дом-музей Чайковского, знакомством с историческими местами древнего города и вхождением в новый мир. Напомним, что традиция эта родилась в 1980 году, по инициативе Л. Л. Артыновой, директора Училища в те годы. В середине 2000‑х поездки в Клин прекратились, чтобы возродиться с новым блеском в 2012 году благодаря Владимиру Юровскому, некогда учившемуся в Мерзляковке. Именно он и предложил соединить силы мерзляковцев и Госоркестра, чтобы сразу задать точный камертон в профессии. Несколько лет Юровский сам возглавлял эту акцию, в 2014 году в Клину дирижировал его отец Михаил Юровский, а теперь эстафету принял Анатолий Левин, как и оба Юровских, вышедший из стен училища.

Перед торжественной раздачей студенческих билетов всем первокурсникам устроили экскурсию по дому-музею Чайковского. В тесных комнатах, конечно не предназначавшихся для больших групп, они жадно ловили глазами каждую частичку старины, стараясь успеть за экскурсоводом. Особенно их интересовали исторические документы – картины, автографы сочинений и, конечно, библиотека.

На раздаче билетов директор Училища, Владимир Петрович Демидов, произнес напутственную речь, в которой подчеркнул, какая грандиозная не только интеллектуальная, но и физическая нагрузка заложена в профессии музыканта. Троекратное «Ура!» (непременно два коротких и одно долгое!) завершило официальную часть мероприятия.

В тот же день Госоркестр дал два концерта в зале музея: дневной, с сокращенной программой – для первокурсников,– и вечерний, полный – для всей публики. В центре обеих программ вполне закономерно оказался сам Чайковский и композиторы, так или иначе связанные с его музыкой. Хорошо известно об увлечении Чайковского творчеством Моцарта (получив в подарок полное собрание его сочинений, Чайковский будто бы «заплакал как дитя»). Исходя из этого, для открытия был выбран концерт Моцарта для флейты и арфы с оркестром К299. По уже сложившейся традиции, для исполнения сольных партий были привлечены оркестранты – Евгений Яковлев (флейта) и Нина Куприянова (арфа). Такое решение не только помогает выделить яркие, запоминающиеся личности из «общей массы», но и показывает уровень музыкантов, способных в любой момент выйти на авансцену и показать себя роскошными солистами.

С Моцартом органично сочетается Четвертая сюита Чайковского, названная им «Моцартианой». В четырех частях раскрывается окутанный грезами галантный мир XVIII века, через жигу, менуэт, молитву и тему с вариациями. Эта сюита исполняется значительно реже, чем более масштабная и романтическая по характеру Третья; однако, быть может, неоклассицистские опусы композитора заслуживают не меньшего внимания.

Во втором отделении общую лирическую атмосферу концерта дополнили две песни Грига, «Эрос» и «Люблю тебя» для голоса с оркестром. В качестве солистки выступила постоянная участница проектов Госоркестра Надежда Гулицкая. Публике, наверное, прежде всего запомнился ее дебют в Большом театре, виртуозная партия Царицы Ночи. Однако здесь она продемонстрировала сочный, густой, почти что меццо-сопрановый тембр и романтическую страстность. Немало ярких красок нашлось и у оркестрантов, исполнявших эти песни в раритетной инструментовке Макса Регера.

После столь бурного начала в программе была запланирована отдушина. К 80‑летию классика украинской композиторской школы В. Сильвестрова была исполнена его «Тихая музыка» для струнного оркестра. Все три части этого цикла были наполнены медитативными, созерцательными образами, характерными для позднего творчества композитора (прошедшего в молодости через период авангардизма и увлечения свободной тональностью). Будь то «Вальс мгновения», «Вечерняя серенада» или «Мгновения серенады», душа наполнялась счастьем и покоем. Во всех смыслах это была «тихая» кульминация всего концерта.

Сильвестров был не единственным юбиляром в этот вечер. В 2017 году также исполнилось 135 лет со дня рождения И. Стравинского, короля новаций и между тем глубокого почитателя русских традиций. В честь такого события для финала концерта был выбран его дивертисмент из балета «Поцелуй феи», основанного на темах и мелодических интонациях Чайковского. Разумеется, фигура Стравинского все равно просвечивала сквозь узнаваемые мотивы из «Спящей красавицы», Детского альбома и романсов. Духовой группе здесь пришлось вдоволь поработать, но, к чести оркестра, они выдержали испытание с блеском.

Песни памяти

Песни памяти

События

Гости #Нелектория «Петя и волки» рассуждали о (не)современном фольклоре

А был ли «сольник»? События

А был ли «сольник»?

В Большом зале консерватории впервые выступила Асмик Григорян, но не одна

Впередсмотрящие События

Впередсмотрящие

В Москве гала-концертом завершился Четвертый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку»

Взрослые игры События

Взрослые игры

Во флорентийском театре Maggio Musicale предложили публике новую версию диптиха на вечную тему о любви и предательстве