К юбилею Эмилии Москвитиной События

К юбилею Эмилии Москвитиной

В Москве отметили юбилей «Золотой арфы России»

В не таком и далеком 1966 году журнал «Музыкальная жизнь» сказал, пожалуй, самые точные слова, уже прошедшие испытание временем: «Если Ксения Эрдели является представителем так называемой “романтической ветки”, а Вера Дулова воплощает “классическое” направление – то стиль Эмилии Москвитиной и не “романтичен”, и не “классичен”. Он скорее “импрессионистичен”, во всяком случае, основа его – передача вереницы мимолетных образов, настроение, многокрасочность звуковой палитры».

Эмилия Андреевна Москвитина празднует в нынешнем году 80-летие. Она музыкант редкого дарования хотя бы уже потому, что ей удается в равной степени мастерски совмещая сольное, ансамблевое и оркестровое исполнительство, не меркнуть ни в одной из этих ипостасей.

История арфы исчисляется тысячелетиями, вокруг неё масса легенд: от охотника, восхитившегося звучание натянутой тетивы лука, до праздника золотой арфы в стародавнем королевстве, которая начинала звучать с первыми лучами солнца. Так вот, самое лучшее, что есть в искусстве Эмилии Москвитиной – отсутствие нарочитой «легендарности». Музыкальные идеи и оригинальные находки она передает с недоступной для многих других исполнителей естественностью, «разговаривает» со своими слушателями на равных.

Германия, Швейцария, Италия, Австрия, Великобритания – лишь малый список стран, где звучал необыкновенно теплый, полетный и насыщенный звук её арфы. Доминанта её творческой судьбы – Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, более тридцати лет Эмилия Андреевна является не просто солисткой, а настоящей звездой и гордостью прославленного коллектива.

Владимир Федосеев вспоминает: «Я много слышал об Эмилии Москвитиной еще до того, как она стала артисткой нашего оркестра. Слышал, что она очень красивая, что по-настоящему чувствует и любит музыку. Для меня очень важно умение артиста играть со смыслом. И могу с уверенностью сказать, что её игра – это посыл, который неизменно откликается в сердцах слушателей».

Юбилейную дату отметили в Большом зале Московской консерватории интересной и контрастной программой, высвечивающей арфу во всем богатстве средств выразительности. Народная артистка подарила в этот вечер своим поклонникам незабываемые впечатления: с блеском и утончённостью сыграла замечательное соло в «Испанском каприччио» Римского-Корсакова, её арфа украсила сюиту из балета Чайковского «Спящая красавица», неподражаемо и глубоко Эмилия Москвитина прочувствовала знаменитое Adagietto из Симфонии №5 Малера.

Второе отделение – киномузыка. Искусство саундтрека подвластно немногим, есть в этом жанре для исполнителей нечто трудноуловимое, недосягаемое. Большой симфонический оркестр интерпретировал сочинения Гленна Миллера и Мишеля Леграна через академический взгляд на партитуру, кому-то могло показаться даже, что излишне, но всем известные хиты, время от времени, все же нуждаются в очищении от штампов.

Надо ли говорить, что Владимир Федосеев и Эмилия Москвитина понимают друг друга с полуслова, с полувзгляда? Наблюдать за их совместным музицированием – не просто огромное удовольствие, это настоящая школа уникального мастерства, которую мы должны необычно ценить.

На юбилейном вечере Эмилии Андреевны каждый смог стать свидетелем того же, о чем вспоминает Сюзанна Клинчарова, профессор класса арфы Консерватории Нейи в Париже: «Я предвкушала большое удовольствие, узнав, что в конце конкурса арфистов имени Веры Дуловой Эмилия собирается выступить сама. Но даже с учетом моих огромных ожиданий все равно была ошеломлена: её музыкальностью, техникой, эмоциями, содержанием, качеством звука… она была самой музыкой!».

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»