Как Илья Ефимович Льва Николаевича рисовал События

Как Илья Ефимович Льва Николаевича рисовал

В Новой Третьяковке открылась выставка работ Ильи Репина. По первому впечатлению - событие это не менее значимое, чем выставка Брейгеля, на которую многие прорывались нынешней зимой в Вене

Проект приурочен к 175-летию со дня рождения художника. Выставка поражает не только количеством – около 170 живописных полотен и 130 графических работ, – но разбросом интересов Ильи Ефимовича. Особенно по сравнению с его современниками, которые в большинстве своем  предпочитали занимать какую-то одну нишу и там уже оттачивать свое мастерство. Репин велик во всем.

Великолепны его  портреты — глубокие, показывающие потаенную сущность людей. Некоторых Репин писал не единожды, как бы фиксируя разные этапы жизни своих героев. Это относится и к Антону Рубинштейну, композитору и основателю Санкт-Петербургской консерватории: вначале Репин создал два прижизненных портрета, но самый знаменитый (представленный на выставке) был написан уже после смерти музыканта, в 1915 году, как дань памяти другу.

Уголок композиторов: Александр Глазунов (слева) и Антон Рубинштейн (справа). Фото Сергей Бирюков

Целый раздел выставки посвящен  Льву Толстому: почитаемый художником, не раз бывавшим в «Ясной поляне», Толстой запечатлен в разные моменты жизни – то он  пахарь, идущий за лошадью с плугом, то музыкант, аккомпанирующий певице (графический набросок), а рядом большие портреты, где  облике писателя уловлены усталость от жизни и печаль.

Репин всегда дружил с музыкантами, среди его конфидентов был и маститый критик Владимир Стасов, и молоденький офицер, лихо игравший на фортепьянах –  Модест Мусоргский, кстати, родившийся в том же 1844 году. В феврале 1881 года Репин, узнав о тяжелом состоянии друга, специально приехал из Петербурга в Москву и за четыре сеанса написал портрет уже умирающего Мусоргского.

Илья Ефимович часто вдохновлялся музыкальными произведениями. Например, последняя картина – «Гопак» — посвящена Мусоргскому: «Темы веселые, живые», — поделился он замыслом с Корнеем Чуковским (его портрет также есть в экспозиции).

А творчество Николая Римского-Корсакова, его оперы «Вера Шелога» и «Псковитянка» вызвали к жизни гениальное полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (в народе известная, как «Иван Грозный убивает своего сына»). В развеске картины, к сожалению, нет: пустой проем  напоминает нам о вандальном нападении, совершенном в мае 2018 года, в результате которого холст был прорван в центральной части и теперь находится на реставрации. Чтобы подобное не случилось, по словам генерального директора Третьяковской галереи Зульфии Трегуловой, уровень безопасности обеспечивает «индивидуальная сигнализация, которая подведена к каждому полотну на выставке».

Примечательно, что это не первое покушение на картину «Иван Грозный убивает своего сына»: в 1913 году  душевнобольной А.Балашов порезал ее  ножом. А если вспомнить, что цензура налагала запрет на ее показ, то  история и вовсе оказывается окружена жутковатым мистическим ореолом.

Но не портретами едиными, в отличие от Валентина Серова, знаменит Репин. Его многофигурные полотна, такие как «Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Крестный ход в Курской губернии» показывают, каким он был мастером композиции. Венцом поисков в этой области является «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Рядом, слева и справа развешаны отдельные портреты сановных персон – эскизы к будущей картине, и становится понятно, что это такой пазл, затем виртуозно собранный Репиным.

Конечно, при жизни художника его немало критиковали за близость к власти, за государственные заказы, но он писал историю и чувствовал себя  независимым от, говоря современным языком, тусовки.

Не менее интересны его пейзажи, графика, акварель, даже рисунок углем, в технике которого выполнен выразительно-томный портрет актрисы Элеоноры Дузе.

Выставка дает ощущение колоссальности дарования Репина, а ведь он был еще и наставником целой плеяды художников (тот же Серов брал у него частные уроки с 9 лет!).

Экспозиция расположена на трех этажах и охватывает период творчества с 1870-го до конца 1920-х годов. Такая масштабная ретроспектива получилась благодаря межмузейной кооперации: тут присутствуют работы из 35 собраний – 21 российского, 7 зарубежных и 7 частных коллекций. Выставка включает 14 разделов и строится по хронологическому принципу, позволяющему проследить творческий путь Репина.

У портрета Леонида Андреева. Фото Сергея Бирюкова

Успеть познакомиться с наследием действительно главного художника рубежа XIX-XX века можно до 18 августа 2019 года (залы графики в связи с особыми условиями хранения будут доступны до середины июня). Во избежании длинных очередей билеты на выставку можно купить только в предварительной продаже онлайн на сайте музея и в кассах Новой Третьяковки и Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Билеты на текущий сеанс в день посещения в кассах продаваться не будут.

Подробности на сайте www.tretyakovgallery.ru

Сочельник с Бахом События

Сочельник с Бахом

В канун Рождества наступившего года в Москве прозвучала Рождественская оратория Баха под управлением Владимира Юровского, с участием Госоркестра России имени Е.

В ногу со временем События

В ногу со временем

Рязанский русский народный хор имени Е.Г. Попова представил мировую премьеру сценической кантаты Рустама Сагдиева «Притча»

Летели качели События

Летели качели

«Новая драма» триумфально победила на Пермском краевом фестивале лучших спектаклей «Волшебная кулиса»

Искусство, приводящее в чувство События

Искусство, приводящее в чувство

В ноябре в Екатеринбурге прошел IX Международный фестиваль современного танца «На грани»