Как попасть на бал к графу Орловскому? События

Как попасть на бал к графу Орловскому?

Новогодняя музыка Вены

Главное музыкальное событие 1 января по всему миру – это, конечно, трансляция новогоднего концерта из венского Музикферайна. Билеты на сам концерт разыгрываются за год (сейчас на сайте венских филармоников уже можно подавать заявки на 1 января 2019, лотерея закроется 28 февраля, и это при том, что цены на билеты доходят до 1000 евро!). Но благодаря волшебной силе телевидения традиционно в режиме live концерт смотрят почти в ста странах – не менее пятидесяти миллионов человек. В 2018 году даже случился своеобразный юбилей: нынешняя трансляция стала для ORF – Общественного австрийского телевидения – шестидесятой

Традиция венских новогодних концертов немногим старше. Об этом не вспоминают в рождественские каникулы, но ее корни восходят к нацистской благотворительной кампании «Зимняя помощь»: первый новогодний концерт в Вене состоялся 31 декабря 1939 года, то есть в первый год Второй мировой войны. Тем не менее, традиция прижилась, и теперь самые известные дирижеры мира почитают за честь в Новый год встать за пульт Музикферайна. И даже несмотря на то, что программа самого концерта год от года практически неизменна и с точки зрения академического музыканта непритязательна: вальсы, польки, марши семейства Штраусов (всего двенадцать номеров с антрактом после шестого) с обязательными «бисами» – полькой, вальсом «На прекрасном голубом Дунае» и «Маршем Радецкого». Между прочим, именно этим репертуаром в исполнении всё тех же филармоников может продирижировать каждый, кто посетит знаменитый венский музей «Дом музыки».

В разные годы новогодним концертом в Музикферайне дирижировали Лорин Маазель, Зубин Мета, Даниэль Баренбойм, Марис Янсонс, Густаво Дудамель, Сейджи Озава, Клаудио Аббадо, Герберт фон Караян… Концерт 2018 года стал пятым для Риккардо Мути, а в 2019 году в этой роли обещают Кристиана Тилеманна. На этом перечислении известных имен, собственно, можно и закончить про концерт, потому что о его художественных достоинствах говорить бессмысленно. Он уже давно превратился в символ, который благодаря мастерской работе телевизионщиков (в этом году концерт снимали 14 камер, а в паузах кадры из Золотого зала Музикферайна перемежались клипами венских и австрийских красот) ежегодно становится одним из самых продаваемых музыкальных альбомов года. Оркестр наверняка знает программу наизусть, а знатоки лишь отмечают, как блестели глаза оркестрантов, когда ими дирижировал маэстро Х, и как они со скукой смотрят на маэстро Y.

Те венцы и гости австрийской столицы, кому не посчастливилось сидеть в тепле и красоте Музикферайна, в первое утро Нового года собираются у Ратуши, где концерт можно посмотреть на гигантских led-экранах, согреваясь глинтвейном и закусывая венскими сосисками. Вторая «точка» live-трансляции – площадь Герберта фон Караяна, а проще говоря, боковой фасад Венской оперы в сторону торгово-пешеходной Кернтнерштрассе, не пустует все новогодние дни: с 27 декабря по 2 января здесь в прямом эфире транслируются спектакли одного из самых знаменитых оперных театров мира. В сезон 2017 / 2018 это были «Волшебная флейта», «Гензель и Гретель» и, конечно, главное новогоднее название Вены – «Летучая мышь».

Собственно, «Мышь», которая в Австрии явно выполняет функцию нашего «Щелкунчика», в Новый год шла и в Фольксопер – втором оперном театре Вены – и, как явствует и из названия, и из ценовой политики, гораздо более демократичном. Афиша последнего была более разнообразной: наряду с уже упомянутой «Мышкой» и «Гензелем и Гретель» в нее вошли мюзикл «Моя прекрасная леди» и оперетта «Аксель у врат небесных», известная у нас как «Голливудская дива». Театр «Ронахер» на целый сезон оккупировали вампиры: культовый мюзикл «Бал вампиров» родился в Вене ровно двадцать лет назад и в этом году снова идет здесь почти ежедневно с сентября по июнь, без перерыва на Новый год или Рождество. И только в Театре-ан-дер-Вин вместо всего этого новогоднего калейдоскопа давали трилогию (!) – по тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера. Но об этом в другой статье.

Венская опера известна на весь мир прежде всего первоклассными составами солистов – настоящими dreamteams. На сайте театра в разделе «Певцы» присутствуют более двух сотен первоклассных вокалистов, самые-самые из которых имеют титул KS – Kammersänger (или Kammersängerin). Это Анна Нетребко (в новом сезоне у нее «Трубадур» и «Адриана Лекуврер»), Ферруччо Фурланетто (Гремин в «Онегине»), Роберто Аланья («Отелло», «Самсон и Далила»), Пласидо Доминго (Жермон в «Травиате»), Хуан Диего Флорес (Герцог в «Риголетто»), Элина Гаранча («Самсон и Далила»), Томас Хэмпсон («Симон Бокканегра»), Йонас Кауфман («Андре Шенье»), Крассимира Стоянова («Русалка»). Русская экспансия тут очевидна: кроме Нетребко в венскую «обойму» попали Ольга Перетятько, Татьяна Сержан, Аида Гарифуллина, Дмитрий Корчак, Дмитрий Белосельский, Елена Панкратова, Екатерина Сюрина, Анна Аглатова, Венера Гимадиева, Ирина Лунгу, Маргарита Грицкова, Елена Жидкова, Елена Гусева, Елена Максимова, Дмитрий Ульянов…

Но не только солисты со всего мира определяют облик этого театра, есть у Венской оперы свой стиль, отличающий ее и от соседних Театра-ан-дер-Вин или Фольксопер, и от оперных домов Германии. Венская опера – театр репертуарный, и многие постановки на этой сцене сохраняются десятилетиями – например, «Кармен» или «Богема» в постановке Франко Дзеффирелли. Умеренность, консерватизм, традиционализм, иногда слегка отдающий нафталином, – но и добротность, приверженность классическим образцам. В случае с «новогодним» репертуаром традиционализм идет только в плюс. «Летучая мышь» – еще один венский спектакль-долгожитель. Ее поставил Отто Шенк, чей дебют в Венской опере состоялся еще в начале 1960‑х, а премьера «Мыши» – 31 декабря 1979 года. Сценография и костюмы также сохранились на протяжении почти 40 лет. Как и неизменные танцы, которые не разочаруют поклонников жанра. «Русский» элемент в нынешней серии спектаклей усилен участием сразу двух украинских певиц – Зоряны Кушплер в партии Графа Орловского и Марии Назаровой в роли Адели. А в остальном всё ожидаемо – роскошные интерьеры, пышные юбки, шампанское рекой и не менее пьянящие танцевальные ритмы – а что еще нужно для новогоднего вечера?

«Гензель и Гретель» – премьера 2015 года. За современность в спектакле отвечает впечатляющая работа видеохудожника Анджея Голдинга: волшебной детской опере красочные анимации и монтажные превращения очень к лицу. Но в остальном – в костюмах, декорациях, мизансценах, танцах – эта постановка английской команды во главе с многолетним худруком Королевского Шекспировского театра Эдрианом Ноублом (он же – «автор» «Дон Карлоса» в Большом) дышит романтическим XIX веком. Это классическая сказка братьев Гримм с готическими подробностями вроде руки в мясорубке и окровавленного передника ведьмы – и с завораживающей музыкой Хумпердинка – вот еще один успешный конкурент нашему «Щелкунчику»! (Заметим в скобках, что «Щелкунчик» на сцене Венской оперы тоже идет, но в сам Новый год венцы все‑таки предпочитают «Мышь» и «Гензеля»).

В Рождество же давали «Волшебную флейту». Это тоже постановка наших старых знакомых – на этот раз – франко-бельгийского дуэта Моше Лейзера и Патриса Корье, «отметившегося» «Евгением Онегиным» (2002) в Мариинском, получившим кулуарное прозвище «белый». И если мариинский «Онегин» действительно запомнился, прежде всего, огромными – во все зеркало сцены – белыми стенами без каких‑либо бутафорских условностей, то в «Волшебной флейте» эти же стены стали черными, хоть и подчеркнуто обшарпанными. Кроме черного задника на сцене построен белый портал, подхватывающий фактуру и декор зрительного зала. Вот, собственно, и все красивости в этой волшебной опере, отсутствие которых с лихвой искупается великолепным музыкальным исполнением и разнообразится нехитрыми, но все еще эффектными трюками вроде левитации или провалов сквозь землю (сцену). В нынешнем сезоне главной звездой в «Волшебной флейте» стал, конечно, Рене Папе в партии Зарастро, а приятным открытием – Йорг Шнайдер – Тамино, когда‑то – выпускник знаменитого Венского хора мальчиков: трех мальчиков в «Волшебной флейте» и сейчас исполняют его «наследники» – Wiener Sängerknaben.

Еще одна музыкальная новогодняя традиция в Вене – а Австрия, в отличие от Германии, страна преимущественно католическая – месса в день Святого Сильвестра (31 декабря). Одну из самых-самых служат в Придворной капелле Хофбурга. За мессой поет тот же самый Венский хор мальчиков – еще один музыкальный бренд Вены. 31 декабря 2017 года здесь за праздничным богослужением исполняли Мессу Credo Моцарта.

А если всего этого для новогодних каникул окажется мало, то можно добавить в каникулярный список последнюю премьеру в театре Фольксопер – детскую оперу современного итальянского композитора Пьеранджело Вальтинони «Пиноккио». Эта опера написана в XXI веке, но уже обошла многие европейские сцены – в Италии, Германии, была поставлена и у нас в Театре Покровского, а теперь обосновалась в Австрии. Успех венской постановки – в удивительно обаятельной и артистичной исполнительнице главной партии Жюльетт Халил. Несмотря на свое французское имя, молодая певица родилась и выросла в Вене, начав свою сценическую карьеру в детском хоре Венской оперы. Этот сезон в Фольксопер для Жюльетт всего третий, но сегодня ее задорными портретами обклеена вся Вена. Сюжет «Пиноккио» в интерпретации Вальтинони и режиссера-постановщика Филиппа Кренна предстает как ряд красочных картин – парк развлечений, подводное царство, чрево кита… – вот настоящее раздолье для художников и видеодизайнера. И последний штрих к портрету «Пиноккио»: главное действующее лицо в ней – детский хор, звонкие голоса которого отлично подходят для очень итальянской музыки Вальтинони – почти что киномузыки. И эта, казалось бы, безделушка удачно дополняет музыкальный ландшафт австрийской столицы в праздничные дни.

 

Студенты и раритеты События

Студенты и раритеты

Выпускники ГИТИСа делают выбор в пользу редких партитур

Моцарт у Данте События

Моцарт у Данте

Риккардо Мути и Маурицио Поллини – ​две мировые звезды, два старых итальянских друга открыли Тридцатый фестиваль в Равенне во Дворце Мауро де Андре, исполнив два концерта Моцарта – ​ми-бемоль мажор KV 449 и ре минор KV 466 в сопровождении Молодежного оркестра Луиджи Керубини.

За кадром События

За кадром

В Большом зале Московской консерватории впервые в живом исполнении прозвучала музыка Кузьмы Бодрова к фильму «Собибор» Константина Хабенского.

Герои Дюма в жанре мюзикла События

Герои Дюма в жанре мюзикла

О премьере в Московском музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева