Как рокер проник в консерваторию События

Как рокер проник в консерваторию

В Рахманиновском зале в рамках проекта «Возрождение русской оперной классики» прозвучала опера «Рафаэль» Аренского

Исполнение стало очередной творческой удачей тандема Камерного оркестра МГК под управлением Феликса Коробова – музыкального руководителя проекта, и Камерного хора МГК, который возглавляет Александр Соловьёв.

Впрочем, слово «камерный» в названиях этих коллективов, скорее, метафора. Поскольку звучат они, если того требует партитура, симфонично, мощно. Музыка Аренского стилистически располагается где-то между Чайковским и молодым Рахманиновым, но Феликсу Коробову удалось наполнить эту музыку драматизмом, «укрупнить» чувственную линию, избавить от «водянистой» сентиментальности. С первых тактов увертюры темперамент дирижера «зажег» и музыкантов, и публику, и держал в напряженном внимании до последних тактов.

40-минутный «Рафаэль» вписывается в оперные тенденции конца XIX века, когда в России возник интерес к камерным форматам: после «Иоланты» Чайковского, идущей час, появляется одноактный «Алеко» Рахманинова, написанный за год до опуса Аренского. А спустя десятилетие – рахманиновские «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».

Для своей оперы Аренский сделал подзаголовок «музыкальные сцены из эпохи Возрождения», взяв за основу сюжета реальные факты из жизни художника Рафаэля – его страстную любовь к натурщице Маргерите Лути по прозвищу Форнарина. Была ли подлинной история с кардиналом Бибиеной, покровителем Рафаэля, который хотел женить его на своей родственнице и проклинал за связь с Форнариной, сказать сложно. Но пафос оперы о всепобеждающей силе искусства (в финале кардинал срывает чехол с картины и прощает Рафаэля, пораженной гениальностью его живописи) вполне вписывается в популярные представления об избранничестве творческой личности.

Анастасия Белукова, Чингис Аюшеев и Феликс Коробов

В отличие от версии, записанной радиостанции «Орфей», в этот раз центральную роль художника Рафаэля не стали отдавать меццо-сопрано, а поручили крепкому тенору Чингису Аюшееву. Конечно, с гендерной точки зрение логичнее и естественнее выглядели его объяснения в любви к прекрасной Форнарине – Анастасии Белуковой, которая во всех смыслах блистала в этой партии. Единственно, о чем сожалеешь в таких случаях, что певцы в концертных версиях «прикованы» к нотам и не могут актерски убедить слушателя в искренности своих чувств. Впрочем, Анастасия Белукова пыталась временами бросать «нежные взгляды» на своего партнера, с головой погруженного в партитуру. Тем сильнее получился контраст, когда в зале появился солист МАМТ Владимир Дмитрук в образе крутого рокера в цветных очках с гитарой. Он оттянул на себя внимание, хотя по замыслу Аренского его серенада ««Страстью и негою сердце трепещет» звучит «за сценой».

Владимир Дмитрук

Но придуманный с юмором проход по залу, эпатажный костюм, манера пения, пародирующая эстрадных звезд, и, конечно, абсолютная исполнительская свобода (артист пел наизусть) сделали его номер самым запоминающимся моментом вечера. Вполне убедительно выступил в партии Кардинала обладатель красивого баса Михаил Головушкин, хотя черно-красная цветовая гамма в его костюме более усилила бы пафос роли, чем серо-голубой смокинг с бабочкой.

Хор, эффектно расположившийся на балконах над сценой, ансамблево четко отзывался на импульсы дирижёра. В хоровых партиях много интересных моментов – есть и кантилена, и виртуозная скерцозность, в которой молодые певцы порадовали не только полнотой звучания, чистой интонацией, но и прекрасной дикцией. «Рафаэль» стал третьей частью проекта «Возрождение русской оперной классики» (автор – заведующая кафедрой русской музыки МГК, профессор Ирина Скворцова), куда вошли также «Орфей» Фомина и «Сын-соперник» Бортнянского. До этого оба коллектива также под управлением Феликса Коробова показали мировую премьеру оперы «Буря» Алябьева. Впору подумать о более активной антрепризной деятельности с накопленным оперным багажом: такие раритеты должны быть услышаны не только столичной публикой и заслуживают «прокатного удостоверения».

 

Берлинская «Русалка» События

Берлинская «Русалка»

Берлинский фестиваль Musikfest Berlin завершился концертным исполнением «Русалки» Дворжака с солистами, которые минувшим летом участвовали в премьере этой оперы в постановке Мелли Стилл на Глайндборнском фестивале под музыкальным руководством Робина Тиччати

Укорачивая дистанцию События

Укорачивая дистанцию

Музыку русских дач, историю балаганного театра и рыцарский дух потомков Василия Поленова обсуждали шесть летних уик-эндов

Да будет свет События

Да будет свет

В рамках фестиваля «Видеть музыку» состоялся дебют в Москве Калининградского областного музыкального театра

Путь к себе События

Путь к себе

О пятом юбилейном музыкальном фестивале в селе Подмоклово