Камерный хор Московской консерватории представит премьеры российских композиторов

22.11.2019
Камерный хор Московской консерватории представит премьеры российских композиторов

25 ноября в Малом зале консерватории любителей современной музыки ждет встреча в рамках Международного фестиваля «Московская осень» с новинками в области хоровой музыки Камерный хор Московской консерватории и его лидер — профессор Александр Соловьев навстречу  25-летию коллектива пополнил репертуар яркими, резонансными произведениями — новейшими не только по дате написания, но и по актуальности звучания. Концерт «Хоровые премьеры Московской осени» организован при содействии Союза композиторов России.

Программа концептуально многослойна. В 2019 году состоялось несколько знаковых премьер, вызвавших всероссийский резонанс. Это, прежде всего, «Месса поминовения» Родиона Щедрина, впервые исполненная в феврале нынешнего года в Концертном зале «Мариинский» хором театра под управлением Валерия Гергиева. Эту партитуру автор лично доверил для исполнения Камерному хору Московской консерватории и Александру Соловьеву на фестивале «Московская осень», но коллектив, получив одобрение композитора, уже исполнил этот опус 20 октября в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, что неслучайно: хор является постоянным пропагандистом творчества нашего классика и осуществил в свою очередь премьеру его диптиха «Русские народные пословицы». Стоит отметить, что за «Мессу поминовения», посвященную памяти Майи Плисецкой, композитор был удостоен в 2019 году Государственной премии РФ в области гуманитарной деятельности как подчеркнул президент Владимир Путин  за «верность Щедрина русской теме, духовному наследию России».

Оперы современных композиторов подчас включают яркие хоровые страницы, которые затем обретают жизнь как самостоятельные концертные номера. Так случилось и с оперой «Доктор Живаго» Давида Кривицкого, чья мировая премьера в концертном исполнении состоялась в начале года в Мариинском театре. В  концерте прозвучит антракт из этой оперы — хор a cappella «Лето» на стихи Тютчева, который входит во внутренний микроцикл «Времена года»: лирические зарисовки, где человеческие страсти переданы через образы природы. В июне в Красноярском театре оперы и балета увидела свет опера «Ермак» А. Чайковского в постановке Г. Исаакяна. Композитор поручил хору не только народно-массовые сцены, но и итоговое философское обобщение истории о завоевании Сибири Василием Ермаком. Фрагменты, включенные в программу, отражают удаль и мощь сибиряков.

Содружество Камерного хора Московской консерватории с российскими композиторами с каждым годом крепнет и дает замечательные художественные результаты. Коллектив представит мировую премьеру Триптиха для хора, рояля и челесты Толибхона Шахиди. Ирония, как способ осмысления бытия, метафоричность образов характеризуют этот цикл, в финальной части которого композитор отказывается от «изреченного слова» и создает колоритную восточную фреску-вокализ.

Вновь для Камерного хора, зная его высочайшие профессиональные возможности, пишут свои новые опусы Е. Подгайц («Птицы утра»), А. Комиссаренко (цикл «Победа» на стихи А. Ахматовой), Т. Чудова («Гимн любви» на слова Р. Гамзатова), С. Мовчан («Посвящение»), В. Пьянков «Рождественская ночь».

Наконец, уже обретшие популярность композиции получают оригинальное прочтение благодаря транскрипциям, сделанным не только профессиональными композиторами, но и самими исполнителями. К таким относятся «Adagio» Эдуарда Артемьева – популярный саундтрек «Три товарища» из легендарного кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», аранжированный для трубы, сопрано, хора и органа. Заметим, что данная версия (партия органа — Евгения Кривицкая, солисты — Алексей Корнильев и Мария Челмакина) уже имеет успешную историю исполнений в Большом зале консерватории и на Исторической сцене Большого театра России. Жанр транскрипций представлен также романсами Д. Жарова на стихи Есенина в переложении для хора a cappella Сергея Мовчана, а также песнями военной тематики Булата Окуджавы, аранжированными студенткой консерватории Н. Нижарадзе.

Результат тесного сотрудничества Камерного хора с композитором Кузьмой Бодровым – это всегда рождение новых опусов, услышанных автором непременно в техничной и тембрально-инструментальной окраске звучания именно этого коллектива. В программу 25 ноября включены фрагмент из сюиты из музыки к кинофильму «Собибор» и «Торжественный кант» в честь ректора А.С. Соколова для виолончели и хора (солист – Василий Степанов).

Уже вышеперечисленные названия подтверждают то, что хор  универсальный инструмент, «оркестр» человеческих голосов, позволяющий композиторам высказаться на любые животрепещущие темы. Не обойдены вниманием события войны  в «Вокализе. Памяти павшим» А. Красоты; любовно-философская лирика  в хорах А. Клевицкого «Были бури, непогоды» на стихи Е. Баратынского и «Сбереги» на стихи Т. Наумовой, «Звездная фуга» В. Виноградова на стихи Д. Бобышева; сакрально-мемориальные посвящения — «Богородице Дево» Сергея Екимова, «Боголепное Твое снисхождение» Сергея Плешака, «Kyrie eleison» М. Черноусова и «Псалом. Посвящение Б.П. Юргенсону» Т. Шатковской.

Художественный руководитель хора вновь в рамках проекта реализует просветительскую миссию «парада молодых дирижеров», предоставляя возможность интерпретации своим коллегам хормейстерам и аспирантам: Алексею Вязникову, Марии Челмакиной, Тарасу Ясенкову, Алексею и Наталье Левиным, Акбопе Адильхан, а также автору, чьи сочинения в постоянном репертуаре коллектива, известному композитору и дирижеру Сергею Екимову (Санкт-Петербург). Цель этой многоуровневой программы еще и в том, по словам Александра Соловьева, чтобы «из сочинений разных по стилистике составить антологию современной хоровой музыки, фиксирующую эволюцию технических выразительных средств авторов наших дней». Отметим, что в 2019 году коллектив был удостоен звания лауреата Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук» за первый выпуск диска «Антология современной  хоровой музыки композиторов России», изданной фирмой «Мелодия».