За 20 лет работы фестиваль представил более 320 высших школ музыки стран пяти континентов. В 2021 году гостями стали Академия хорового искусства имени В.С.Попова (Москва), Саратовская и Петрозаводская консерватории, Академия музыки имени К.Шимановского (Катовице, Польша). А также солисты, представлявшие Высшую школу музыки имени Р.Шумана в Дюссельдорфе, Джульярдскую школу музыки, танца и драмы в Нью-Йорке, Академию музыки имени Ф.Листа в Будапеште и ряд других почтенных институций. Размах серьезный, и идея поражает не только статистически, но и художественно.
Начало фестиваля стало впечатляющим вернисажем возможностей хоровых коллективов нашего отечества. Еще до официального открытия в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии был запланирован и прошел на большом подъеме хоровой гала, символично названный «Хоровая прелюдия».
В красивейшем зале Капеллы Санкт-Петербурга звучала музыка второй половины XX – XXI века: не музейные экспонаты, пусть и прекрасные, а произведения, созданные нашими современниками и отражающие турбулентность наших дней.
Одной из самых больших удач вечера стало исполнение концерта «Из Акафиста святому благоверному князю Александру Невскому» Сергея Екимова в авторском прочтении. Эта трехчастная композиция, подобно иконостасу, повествует и эмоционально комментирует деяния святого: хор тут трактован симфонически – с интересными фактурными эффектами, на которые накладываются экспрессивные соло меццо-сопрано. С этой партией меццо Олеся Петрова справилась замечательно. А само сочинение, вместившее эмоциональную амплитуду от сокровенной молитвенности до экстаза, оставило глубокое впечатление. Поднять такую партитуру – подвиг, с которым стоит поздравить и автора, и студенческий хоровой коллектив Санкт-Петербургской консерватории, сделавший серьезный творческий рывок в этом году.
Хор студентов Петрозаводской консерватории под управлением Евгения Гурьева показал блок сочинений, связанных с северными мотивами, спев миниатюры композитора Валентина Кончакова, «Карельскую акварель» Юрия Фалика и опусы скандинавских авторов. Камерный хор Академии хорового искусства под управлением Алексея Петрова, напротив, сделал жест в сторону хозяев и подготовил подборку сочинений ленинградских/петербургских авторов, продемонстрировав тонкую звукопись и смелые динамические контрасты в опусах Юрия Фалика, Сергея Слонимского, Вадима Салманова, Анатолия Королева и завершив выступление уже ставшим классикой хором Георгия Свиридова «У берега зеленого».
Хор студентов Саратовской консерватории под управлением Надежды Кошелевой в своей программе акцентировал не географию, а жанровое многообразие. Гражданский пафос в пьесе «Ты в комнате один сидишь…» Дмитрия Смирнова, созерцание в духовном хоре Александра Архангельского, почти джазовый драйв в партитуре «Белая ночь» Сергея Екимова.
Принцип дефиле был выдержан и на официальном концерте-открытии, состоявшемся на следующий день в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Только конструкция еще больше усложнилась. Кроме блиц-выступлений всех упомянутых выше коллективов и дирижеров в программу вошли номера, подготовленные во время образовательного мастер-класса в рамках фестиваля. С Хором студентов Санкт-Петербургской консерватории плодотворно поработали три ректора. Александр Занорин, глава Саратовской консерватории, преподал урок интерпретации русской народной песни «Вдоль по Питерской», кстати аранжированной им самим и давно вошедшей в вузовские учебные курсы. Алексей Кубышкин, ректор Петрозаводской консерватории, продирижировал фрагментом из «Поэз Игоря Северянина» Юрия Фалика. А Александр Соловьёв, руководящий Академией хорового искусства, приготовил публике сюрприз – петербургскую премьеру сценического прочтения новой партитуры Р.Щедрина «Притча». Довольно экстремальная история про воровку, «что похитила веревку» и хотела свести счеты с жизнью, была эффектно спета и разыграна в пластических мизансценах. Этот номер дал повод певцам не только расширить горизонты в области современного хорового письма, но и попробовать себя в актерском амплуа (постановочные репетиции провела режиссер Нина Нижарадзе).
Еще один ректор, Алексей Васильев, выступил как солист-виолончелист в возвышенной и настраивающей на оптимистический лад композиции «И снова жить начну» («Дифирамб») Сергея Екимова – очевидного бенефицианта этих двух концертов. Произведение построено на противопоставлении хора и виолончели, коллективного и индивидуального, чьи оппозиции в итоге сливаются в проникновенный апофеоз, а в конце музыка «возносит» слушателей на небеса. Композитор не в первый раз обращается к такому интересному тембровому сочетанию, создавая партитуры в расчете на исполнительскую харизму Васильева, и их творческий тандем без осечек дает замечательные художественные результаты.
Еще одним важным опытом стала коллаборация всех коллективов, объединенных в грандиозный сводный хор. В первый вечер прозвучал фрагмент «О, Родина, счастливый и неисходный час» из цикла «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова, а на открытии – «О, Святый» из «Акафиста святому благоверному князю Александру Невскому» Сергея Екимова, который оба раза дирижировал эти сочинения. Почти 200 человек, объединенные его артистической волей, создали ощущение единения и соборности, задав высокую художественную планку и патриотический посыл всему фестивалю.
Многолетняя традиция «Международной недели консерваторий» – вручение диплома и мантии почетного профессора значимым персонам. В этом году этой чести удостоился корифей отечественного джаза Давид Голощекин. Окончив Ленинградскую консерваторию как скрипач, Голощекин освоил множество других инструментов: в БЗФ он играл и на фортепиано, и на саксофоне, и на ударных. Вместе с своими коллегами по джазовому ансамблю «Четверо» (в состав которого также входят пианист Алексей Подымкин, барабанщик Виктор Епанешников и контрабасист Сергей Васильев) Давид Голощекин завоевал сердца строгих филармонических завсегдатаев, которые аплодировали ему с искренним восхищением.
«Я уверена, что Давид Семенович Голощекин уже много идей имеет по поводу того, как искусство джаза может помочь музыкантам, обучающимся в консерватории, развиваться и идти дальше в своей профессии. Потому что это искусство и непредсказуемое, и спонтанное, для академических музыкантов это очень интересные возможности», – отметила директор фестиваля «Международная неделя консерваторий» Лидия Волчек.