Кино для музыки События

Кино для музыки

В Концертном зале «Зарядье» свою новую программу представил один из самых ярких современных дуэтов: Елена Ревич и Полина Осетинская

Хэштег #зарядиськино не зря отмечает эту музыкальную программу – здесь два великих искусства переплетаются тесно, как нигде. Программа «Музыка кино» стала новым проектом дуэта, который из года в год изобретает новые варианты пересечения не только академической музыки с современной, но и вообще – синтеза разных искусств.

Елена Ревич и Полина Осетинская – музыканты, которые не боятся быть открытыми новым идеям и экспериментам. Так, два года назад скрипачка и пианистка совместно с ансамблем “Персимфанс” «сочинили» концерт с эффектным названием «Мета-Бетховен», где музыка венского классика перемежалась (а иногда и прерывалась) опусами Ксенакиса, Шнитке и других авангардистов. А еще один проект Елены Ревич – «Музыка на воде» – стал практически регулярным действом летних сезонов с 2013 по 2016 годы. В его рамках  на Патриарших прудах звучала современная и старинная музыка, изначально не предназначенная для исполнения на открытом воздухе.

Новый проект дуэта кажется, на первый взгляд, некоторой уступкой вкусам публики. При словосочетании «музыка кино» представляются популярные саундтреки к кинохитам, где зал сможет подпевать исполнителям, но никак не музыка, сопровождающая «настоящее», фестивальное кино, доступное лишь ценителям. Однако Ревич, Осетинская и ведущий концерта Роман Гончаров сумели найти золотую середину и показать киномузыку самых разных стран, лет и жанров.

«Музыку из сериалов “Менты”, “Бандитский Петербург”, “Полицейский с Рублевки” и т.д. играть не будем», – этой цитатой из программки Елена Ревич заранее предупреждает зрителей о том, что концерт посвящен великому киновеку, ХХ столетию, а сиюминутных хитов ждать не придется. И в самом деле, если посмотреть на перечень произведений и композиторов, то не сразу можно догадаться, что речь идет о киномузыке. Гершвин, Десятников, Масканьи, Дрезнин, Чаплин, Рота, Гардель – все эти авторы представляются абсолютно самобытными мастерами, для которых музыка в кино – лишь одна из граней творчества.

 Поэтому и сам концерт был выстроен довольно строго, без излишеств, которые могли бы быть уместны в «легком» жанре. Каждую композицию сопровождал видео- либо фоторяд, но, что особенно важно, – не на всем протяжении музыки, благодаря чему создавалось необходимое пространство для воображения. Все же главной здесь была музыка – а кино стало лишь ее спутником.

И только в одном эпизоде авторы концерта позволили себе создать яркий перформанс. Фантазия из фильма «Крестный отец», написанная Сергеем Дрезниным специально по заказу Елены Ревич, стала кульминацией концерта – ведь на сцене, помимо дуэта, «ружья и пистолеты, кольца и браслеты, а также пара мафиози». Мафиози, эффектно появившимися на сцене в белых перчатках, были сами Ревич и Гончаров, а Осетинская и вовсе вооружилась пистолетом. Особый контраст получился благодаря тому, что фантазию предваряло Интермеццо Пьетро Масканьи, также звучавшее в фильме, – своеобразное лирическое отступление. Ну, а музыке Дрезнина визуализация нисколько не помешала: фантазия прозвучала на таком же высоком уровне, как и весь концерт. А до этого звучали композиции из фильмов, повествующие историю не только киномузыки, но и кинематографа в целом. Существенна в этом роль ведущего: благодаря его комментариям, содержательным, но при этом легким и ненавязчивым, удалось объединить в одно целое самую разную музыку. Пьесы из фильма «Порги и Бесс» с музыкой Гершвина из одноименной оперы предварялись рассказом о самых первых моментах появления звука в кино и искусстве таперов. Разговор о стилизациях в киномузыке и историческом кино сопровождал «шубертовскую» по духу композицию Дарио Марианелли из фильма «Гордость и предубеждение». И, конечно, концерт не мог обойтись без музыки Чаплина («Smile» из фильма «Новые времена») и рассказа о самом универсальном гении кино, великом актере, режиссере и композиторе.

Золотую эпоху советского кинематографа, наверное, ни одно произведение не могло передать лучше, чем фантазия Сергея Дрезнина «Цирк» для скрипки и фортепиано на темы Исаака Дунаевского из гениального одноименного фильма. Полине Осетинской и ее напарнице удалось исполнить эту музыку с женским изяществом – тонко и глубоко. А  сольная композиция для фортепиано – Сюита Нино Роты из фильма «Казанова» Федерико Феллини – показала мастерство пианистки и в то же время стала некоторым испытанием для публики: музыка весьма непростая, элитарная и во многом не кинематографичная.

Блестящим получился финал вечера – знаменитое танго «Por una cabeza» Карлоса Гарделя, которое прозвучало сразу в нескольких великих фильмах («Запах женщины», «Правдивая ложь», «Список Шиндлера»). В нем принял участие, помимо дуэта, ведущий Роман Гончаров, саккомпанировавший Елене Ревич на альте, что стало еще одним сюрпризом для слушателей. А в целом, танго стало самым изящным и благородным завершением концерта, которое можно было бы придумать.

«У всех есть тайные мечты. Вот и у меня была такая – быть певицей в кабаре, как Лайза Минелли, например, и чтобы мундштук, и длинное платье… Или ты Любовь Орлова, сверкаешь глазами-бриллиантами и поешь волшебную колыбельную своему темнокожему сыну. Или просто на подпевках в оркестре Гленна Миллера, и похожа на Мэрилин Монро, обязательно! Такую программу,  не очень серьезную и, конечно, не очень сложную, – привет, скептики! – но чистую отраду для моих тайных желаний, мы делаем с моими любимыми друзьями». Эти слова Полины Осетинской, пожалуй, как нельзя лучше отражают идею красивой и несколько ностальгичной программы «Музыка кино».

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди