Конференцию режиссеров музыкального театра проведут онлайн 21 апреля

19.04.2020
Конференцию режиссеров музыкального театра проведут онлайн 21 апреля

Останется ли мир прежним? Этим вопросом сейчас задаются многие люди, но особенно – деятели искусства. «Вместе ищем пути выхода из сложившейся ситуации» – такова тема виртуальной встречи режиссеров музыкального театра. Сверить часы прежде всего решили представители поколения миллениума.

Среди заявленных спикеров – Дмитрий Белянушкин, режиссер, заместитель директора по художественному руководству оперной труппы Нижегородского государственного академического театра оперы и балета, Екатерина Василёва – режиссер музыкального театра, руководитель Лаборатории современной оперы «КоОПЕРАция», Антон Лободаев – главный режиссер Ивановского музыкального театра, Александр Мацко – главный режиссер и балетмейстер Музыкального театра краснодарского творческого объединения «Премьера», Николай Покотыло – главный режиссер Красноярского музыкального театра, Константин Чудовский – главный дирижер Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, Филипп Разенков – главный режиссер Башкирского государственного театра оперы и балета, Анна Фекета – главный режиссер Иркутского областного музыкального театра, Сергей Юнганс – режиссер драматического и музыкального театра, директор Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) и другие.

Конференция будет транслироваться с 13 часов в режиме онлайн на YouTube-канале СТД РФ, где у всех желающих будет возможность высказать свои комментарии и задать вопросы в чате.

Инициатором и модератором встречи стал режиссер Алексей Франдетти (АФ), к которому Евгения Кривицкая (ЕК) обратилась за разъяснениями.

АФ Я разослал коллегам сообщения с предложением онлайн-дискуссии и обмена идеями. Меня интересует, каким будет наше «завтра», когда снимут карантинные меры. Понятно, что поставить «Аиду», «Дон Карлоса» или какой-нибудь масштабный бродвейский мюзикл сейчас вряд ли кто сможет. Поэтому хорошо бы вместе подумать о каких-то «малонаселенных» операх. Мне известны три-четыре, ну может быть десяток таких произведений. «Директор театра», «Бастьен и Бастьенна» Моцарта, «Телефон» Менотти – если мы говорим об академической музыке. Кто-то может знает и другие примеры. Возможно, впереди нас вообще ждет сезон semi-stage, полуконцертных исполнений и тому подобное. То есть, мне хотелось бы обсудить конкретные предложения.

ЕК А почему вы считаете, что театр со стационарной труппой не сможет показать «Аиду» или «Аттилу»? Что помешает вернуться к привычному режиму работы?

АФ Текущий репертуар будет идти, наверное. Но надо поговорить о том, как зрители пойдут в театр. К примеру, у меня есть предложение к тем, кто работает в «теплых» регионах – Краснодаре, Ростове-на-Дону. У них есть площади перед театром, можно делать open air. Я бы начал с каких-то уличных представлений, потому что психологически сложно сразу «идти» в люди. Даже если нам завтра скажут – все, можно жить как раньше, и даже если найдутся деньги на новые постановки, — то как сесть в зале рядом с незнакомым человеком?

ЕК Вы себя ставите на место зрителя? То есть, вы бы избегали похода в театр, на концерт?

АФ Да. Я ловлю себя на том, что на автомате шарахаюсь от соседей. Не потому, что я паникер – но потому, что понимаю, что все серьезно и надо соблюдать меры предосторожности. И сразу ощущение безопасности не вернется, барьер придется преодолевать. Что касается онлайн-форматов, то откровенно говоря, в России пожалуй только Большой  и Мариинский обладают достаточными техническими ресурсами, чтобы снимать свои спектакли с таким качеством, как это делает Метрополитен-опера. И в этой сфере нам надо тоже что-то придумать.

Мне кажется, что в следующем сезоне могло бы стать спасением развитие внутренней ко-продукции. Ведь объединяются же несколько немецких театров и показывают полгода постановку в одном городе, а затем – в другом. Такая же практика есть и в Италии.

ЕК Стоит затронуть и еще один аспект – возвращение творческой формы артистов.

АФ В данной ситуации я переживаю в большей степени не столько за оперных певцов, сколько за балет. Не представляю, если еще несколько месяцев балетные артисты не будут иметь возможности ходить на ежедневные уроки, танцевать спектакли, как они вернуться в форму… Общаюсь с друзьями-вокалистами, которые мне рассказывают, как их возненавидели соседи. А балетным ведь хуже. Конечно, большие солисты, премьеры могут тренироваться у себя на даче, где есть достаточно пространства. А что делать остальным? Кордебалету? Это как в спорте. Вот перенесли сейчас Олимпиаду, и те, кто готовился в этом году, уже никогда на нее не поедут… Поэтому нам всем надо вместе подумать, как выжить в сложившейся ситуации: две головы – хорошо, а двенадцать – лучше.