Красной нитью События

Красной нитью

Сергей Полунин показал в России свою программу «Sacre»

Создание собственных программ – естественный шаг для танцовщика, не желающего вписываться в рутину стационарных театров, ежедневно ходить к назначенному времени на класс, налаживать отношения с партнершами-балеринами, учитывая и их интересы, и подчиняться постановщикам. Мечтают о такой участи вольной звезды многие солисты, выбирают ее в реальности единицы – эта свобода связана и с отсутствием каких-либо финансовых гарантий, и с организационными трудностями.

Сергей Полунин, с юности бунтующий против установленных театральных порядков (громкий уход из английского Королевского балета, три сложных года в московском Музыкальном театре, когда публика расхватывала билеты, а партнерши горько жаловались на занятого только собой коллегу, приход в Баварский балет только в статусе приглашенной звезды, на отдельные спектакли) не испугался ни проблем с финансами ни организационных сложностей – и вот его программы путешествуют по миру. Более новая «Sacre» была в прошлом году показана в Мюнхене, Амстердаме и Милане, в этом феврале приехала в Россию (Петербург-Москва-Екатеринбург-Новосибирск-Красноярск), затем появится в Белграде и Любляне. Более ранняя «Satori» (премьера в Лондоне состоялась в декабре 2017) приедет в московский Crocus City Hall 15 октября.

«Sacre», представленная в Москве в Концертном зале «Зарядье» (это первая балетная программа в новеньком зале – и показ подтвердил, что «Зарядье» отлично подходит и для балета) состоит из двух небольших (каждый – длительностью около получаса) балетов. Первый из них – «Фальшивая улыбка» на клезмерскую музыку, обработанную польской группой KROKE, поставил англичанин Росс Фредди Рей, второй – собственно «Sacre» на музыку «Весны священной» Стравинского сотворила Юко Оиши из Японии. Росс Фредди Рей – недавний выпускник Школы королевского балета – придумал «Фальшивую улыбку» еще пять лет назад, для своих одноклассников. Больших работ у него еще не было, в Бухаресте, где он танцевал после школы, он ставил миниатюры. Юко Оиши несколько более известна в балетном мире – в 2002 году она начала работать в Гамбургском балете и через восемь лет по карьерной лестнице добралась до положения солистки. В Гамбурге, где Джон Ноймайер поощряет молодые дарования, она вместе с Орканом Данном шесть лет назад поставила балет «Ренку»; еще одной ее заметной работой в прошлом году стал спектакль «Ку» в Балете Бежара в Лозанне. «Sacre» она поставила специально на Полунина.

«Фальшивая улыбка» придумана как история борьбы человека с самим собой – подразумевается, что все персонажи (маленькая толпа мужчин и две женщины) существуют лишь в голове героя. Семеро танцовщиков (кроме Полунина, никто в программке не назван) – это все он, главный герой, во всех настроениях и обстоятельствах – счастливо взлетающий над сценой и падающий на нее без сил, галантный и вздорный, наивный и расчетливый. Поэтому все артисты одеты одинаково – только в черные штаны на подтяжках – а женщины представлены в нижнем белье (возможно, в своих мечтаниях персонаж видит девушек не совсем голыми?). И у всех танцовщиков выбелены лица – для придания наибольшего сходства друг с другом.

Под клезмерские мелодии, то тиканием напоминающие о скоротечности жизни, то старательно объявляющие праздник (пусть все вокруг горит огнем – а мы все-таки повеселимся!), то впадающие в вековую меланхолию герой то бодро обнимает двух девушек сразу, то (уже в другом обличьи) так трясет одну из них, держа ее за горло, что она падает на землю без чувств. Скрытые от большого мира трогательные порывы (вот он притащил настоящий ананас в подарок и держит его в руках как диковинный цветок) разрушаются самим же героем – коварный двойник отвлекает его от устройства личной жизни. При этом собственно хореография собрана из довольно простенькой пантомимы и  классических па, которыми Полунин щеголял в полнометражных балетах наследия. И публика благодарно вздрагивает, наконец-то увидев содебаск и большой пируэт – ну вот же, вот сейчас он начнет танцевать! Но далее следуют опять пантомимные душевные терзания. В финальной мизансцене к упавшему после метаний герою подходят и внимательно его рассматривают все другие его личности – с интересом, но без сочувствия.

Во второй части вечера никаких «других» нет – на сцене только Полунин. В фонограмме звучит «Весна священная», и в круге света мы видим одинокого танцовщика. Камуфляжные штаны, черная майка. Круг обозначен не только светом – по диаметру выложено множество осенних листьев, скрывающих под собой красную веревку, которая пригодится артисту ближе к финалу. Одноактовка Оиши посвящена Вацлаву Нижинскому – и в танцевальный текст вплавлено множество прямых отсылок к главным ролям бедного гения. Собственно, именно в танцевальном смысле текст из них и состоит: Полунин вспархивает Голубой птицей (и па сотворены безупречно, и зал вспоминает, отчего вообще возник на планете «полунинский бум»), мягко ведет по телу рукой оглаживающего себя Фавна (и в эту секунду – да, мы смотрим «Послеполуденный отдых фавна» с одним из лучших возможных исполнителей). Один выставленный над головой локоть нарисует Призрак розы, и один затравленный взгляд – Петрушку. Во время этой одноактовки зритель чувствует себя как голодающий у витрины магазина деликатесов – ну вот же, все есть, но отделено плотным стеклом, недосягаемо.  Ровно таким образом Полунин и Оиши переносят нас почти на столетие назад, и мы хорошо понимаем современников, горевавших о вынуженном из-за болезни уходе Нижинского со сцены – физически человек создан для балета, все еще может абсолютно все – но…

Но вместо танца Полунин вытаскивает красную веревку (аорта? линия фронта? подпись кровью под контрактом?), мечется, набросив ее на шею, расталкивает руками воздух и наконец падает назад, обозначая смерть своего героя.

Полунин, к счастью, не оставил совсем балетный театр ради собственных (в случае с «Sacre» – очевидно что не слишком удачных) проектов. Его периодически можно видеть в Баварской опере – осенью он приезжал в «Раймонду», весной снова будет «Спартак». И в том и в другом спектакле он раз за разом доказывает, что и в давно созданных балетах (что Петипа в редакции Рея Барра, что Юрия Григоровича) можно быть абсолютно оригинальным, подчинять своей мягкой, воздушной, летучей пластике абсолютно жесткий текст, ни «слова» в нем не меняя. Но Баварская опера – исключение, в других театрах Полунин сейчас не появляется (вот должен был весной в «Лебедином озере» в Парижской опере, так приглашение театра было отменено из-за неполиткорректных высказываний артиста; занятно, что первым «оскорбленным» и инициатором кампании против взбалмошной звезды стал танцовщик из парижского кордебалета, имя которого никому и никогда ничего не скажет). Полунину – 29 лет, и еще есть время понять, как необходима даже выдающемуся танцовщику первоклассная хореография, как важен ансамбль. Как театр – со всеми его проблемами, интригами, «заносами» – хранит форму танцовщика, сколько возможностей дает. Нам же остается только надеяться, что он вернется в какую-нибудь труппу – ну или сможет приглашать в свой «Проект Полунин» хореографов высшего класса. Сможет понять, что лучше подчиняться гению, чем заказывать спектакли послушному автору третьего ряда. Потому что – в отличие от бедолаги Нижинского – он-то еще может изменить свою судьбу.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди