Интервью

Лариса Гергиева:
Я – невероятный фанат Римского-Корсакова

Лариса Гергиева:  <br>Я – невероятный фанат Римского-Корсакова

Отзвучали аплодисменты в Мариинке‑3, дипломанты и лауреаты Конкурса вокалистов имени Н. А. Римского-Корсакова окружили председателя жюри Ларису Гергиеву, чтобы услышать мнение и замечания об их выступлении. Это был своеобразный блиц-мастер-класс: для каждого у Ларисы Абисаловны нашелся профессиональный совет, дружеская похвала, но и критики немало – ​не только про пение, но и про стиль поведения на сцене, фасон платья. Для нее нет «проходных» деталей: в певце все должно быть прекрасно… Специально для «Музыкальной жизни» Лариса Гергиева (ЛГ) поделилась с Евгенией Кривицкой (ЕК) впечатлениями и подвела некоторые итоги конкурса.

ЕК К вам подали какое-то удивительное количество заявок…

ЛГ Было больше 150-ти, но мы допустили 138 участников, а в Тихвин в итоге приехало 132 человека. А ведь мы довольно поздно опубликовали информацию, но все равно получилась конкуренция. Среди конкурсантов оказалось очень много баритонов, я даже не знала, что у нас их столько в стране. Были и хорошие тенора, и басы – я бы даже назвала нынешний конкурс больше мужским.

ЕК Расскажите, как проходили прослушивания в Тихвине?

ЛГ Жребий выпадал так, что одну и ту же вещь пели несколько раз, причем иногда подряд несколько участников. Жюри пришлось невольно сравнивать интерпретации. В камерной номинации «героем» каждого дня стал романс «Редеет облаков летучая гряда». Как ни удивительно, лучше всех справился с этим романсом и в музыкальном плане, и в вокальном монгольский бас Анхбаяр Энхболд. Это было настолько изумительно тонко исполнено: русский язык безукоризненный, прекрасное легато. Хотя у композитора стоит метроном 40, но все поют в два раза быстрее. А Анхбаяр взял очень медленный темп, как хотел автор, и получилось очень здорово.

ЕК Он ведь завоевал обе первые премии – и в камерной номинации, и в оперной?

ЛГ Да, он лидировал. А в камерном разделе еще пел молоденький мальчик, Асланбек Агкацев, студент Петербургского музыкального колледжа имени Н. А. Римского-Корсакова. Его интерпретация романса «О чем в тиши ночей» нас поразила особой проникновенностью, необычной для 19 лет. Он получил третью премию и приз «Надежда».

Для меня самое главное, чтобы в эти дни прозвучало невероятное количество музыки Римского-Корсакова. Его романсы и арии – такой праздник, слушаешь и купаешься в его музыке

ЕК Ваши наблюдения над ситуацией в вокальной сфере – можно сделать какие-то обобщения?

ЛГ У некоторых конкурсантов – красивый голос, они неплохо подготовлены, но мешало то, что брали не «свой» репертуар. Почти у всех молодых певцов наблюдается стремление драматизировать свои возможности, они стараются брать очень сложные, требующие большого голоса и темперамента вещи. Зачем? Мне кажется, что многие пошли по пути выбора самой красивой, самой эффектной арии, не считаясь со своими возможностями, и не справились с задачами. Кого-то вокальная техника подводила, кто-то оказался недостаточно артистичным.

Я еще хотела подчеркнуть, что ребята пели на сцене Дворца культуры имени Н. А. Римского-­Корсакова, там непростая акустика, и не все так хорошо звучали, как сегодня в Концертном зале «Мариинский».

ЕК Жюри выявило не только первые премии, но и Гран-при, то есть нашелся абсолютный лидер! Так далеко не на всех конкурсах случается. Прекрасный грузинский бас – расскажите о нем!

ЛГ Годердзи Джанелидзе – достаточно зрелый певец, победитель разных конкурсов, только что на Шаляпинском конкурсе в Уфе получил первое место. Был солистом Большого театра. У нас он кроме Гран-при взял и специальный приз от Губернатора Ленинградской области А. Ю. Дрозденко «За артистизм», и приз зрительских симпатий. Мы в жюри единогласно пришли к этому решению.

ЕК Кто еще из участников привлек лично ваше внимание?

ЛГ Я возлагаю большие надежды на Владимира Лебедева, который сегодня пел арию Прочиды. Он еще студент, учится в Гнесинке в Москве, но я уже взяла его в нашу Академию молодых певцов. У него редкого благородства тембр голоса. Он еще пока неопытный, конечно, и немного стесняется, но у него хорошие перспективы.

ЕК Как работало жюри?

ЛГ Дружно, и как-то удивительно совпадали мнения: все очень доброжелательно относились к молодежи и старались, когда мы анализировали пение того или другого конкурсанта, дать шанс.

Для меня самое главное, чтобы в эти дни прозвучало невероятное количество музыки Римского-Корсакова. Его романсы и арии – такой праздник, слушаешь и купаешься в его музыке. В 2019 году грядет его юбилей, 175-летие, и мы, конечно, постараемся отметить его громко и ярко.

Академия молодых певцов Мариинки подготовила в концертном исполнении оперу «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова. Мы ее показывали несколько раз, даже возили в Варшаву на фестиваль Пендерецкого. Но самое главное, над чем мы работаем сейчас, – это цикл концертов «Все романсы Римского-Корсакова». Их 79, и вот я надеюсь, что уложимся в четыре концерта, если добавить еще обработки русских народных песен. Мы это делаем, потому что я сама – невероятный фанат Римского-Корсакова и в своей жизни подготовила много его опер. Мы договорились с руководством Тихвина, и с Домом-музеем, что проведем фестиваль. Меня очень радует Тихвин, там жители буквально заражены любовью к своему великому земляку, и они так хорошо ходили на все прослушивания и концерты, так внимательно слушали. Я сделала в Полковой церкви оригинальную программу. Пели три мои девочки: Антонина Весенина, Анжелика Минасова и Екатерина Латышева. Концерт-посвящение Забеле-Врубель, как музе Римского. Прозвучали многие сочинения, ей посвященные, и что-то из ее репертуара. Получилось интересно, а потом для жюри провели замечательную экскурсию.

Мне почему-то кажется, что был хороший день, когда 25 лет назад мы с композитором Игорем Рогалёвым задумали этот конкурс. Вначале он проходил в Мариинке, а потом я познакомилась с Виктором Николаевичем Кирьяновым. Уроженец Тихвина, он и предложил перенести конкурс на родину Римского-Корсакова. Виктор Николаевич нам очень помогает. Я просто на него молюсь. Он не музыкант, в генеральском чине, живет в Москве, но столько делает для этого города.

ЕК В прошлый раз вы мне показывали символ конкурса – ювелирного шмеля, выполненного из серебра с вставками из уральских изумрудов и аквамарина.

ЛГ И в этот раз с нами Юлия Пузырёва, автор этой красоты. В 2016 году все шмели улетели в разные страны с членами жюри и победителем. В этот раз она сделала для Гран-при большого шмеля и маленьких для обладателей первого, второго и третьего мест. Замечательно, что конкурс собирает вокруг себя людей, готовых поддерживать искусство, музыку.

Георгий Исаакян: Никакой «клубнички» не будет Персона

Георгий Исаакян: Никакой «клубнички» не будет

С 27 по 31 марта в «Геликон-опере» состоится необычная премьера.

Eva Gevorgyan: <br>To be in the team of Denis Matsuev – it is like getting into the Olympic Champions League Интервью

Eva Gevorgyan:
To be in the team of Denis Matsuev – it is like getting into the Olympic Champions League

This young pianist is already shining on the most prestigious concert stages.

Ева Геворгян: <br>Быть в команде Мацуева – это как попасть в олимпийскую лигу чемпионов Интервью

Ева Геворгян:
Быть в команде Мацуева – это как попасть в олимпийскую лигу чемпионов

Эта юная пианистка уже блистает на самых престижных сценах.

Владимир Юровский: Мусоргский – композитор бесконечных вариантов Интервью

Владимир Юровский: Мусоргский – композитор бесконечных вариантов

«Борис Годунов» стал главным событием сезона 2017/18 Парижской национальной оперы.