Интервью

Лидия Ларина: Когда живешь рядом с историей

Лидия Ларина: Когда живешь рядом с историей

Приволжский город Ульяновск (в прошлом – Симбирск) отмечает в этом году свое 370-летие: во всем мире он известен как родина вождя Великой октябрьской революции В. И. Ульянова-Ленина. Но жители города уверены, что существуют и другие бренды – в частности, Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский». В советские времена его возглавляли такие заметные дирижерские фигуры как Эдуард Серов и Николай Алексеев. В девяностые деятельность коллектива как-то постепенно вышла из поля зрения критики, пока в 2011 году в филармонию не пришла новый инициативный директор Лидия Ларина. Ей принадлежит современная идея соединить бренды – Ленинский мемориал и Ульяновскую филармонию – в единый холдинг и на этой основе строить новые концепции культурного развития города и региона.

В нынешнем сезоне – букет юбилейных дат: 95 лет первому в мире ленинскому музею (Дому-музею В. И. Ленина, который входит в музейный комплекс Ленинского мемориала), 75 лет Ульяновской филармонии, 50 лет симфоническому оркестру. Лидия Геннадьевна Ларина (ЛЛ) рассказала Евгении Кривицкой (ЕК), как живут музыканты «под Лениным».

ЕК У столичных людей слова «Ленинский мемориал» вызывает смешанные чувства – такой пережиток советской эпохи. Тем более что к Ленину, как к политику, неоднозначное отношение.

ЛЛ Когда ты живешь рядом с историей, нынешняя тенденция отказываться от прошлого, уничтожая памятники, не вызывает симпатии. Ленинский мемориал – это один из крупнейших исторических музеев в России, в создании которого принимали участие выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники СССР. Многие из произведений, представленных в экспозиции, уникальны.

Ульяновск (Симбирск) – это город, где родился и жил маленький Володя Ульянов. Мы вспоминаем о его семье, о семейных ценностях, обсуждаем вопросы воспитания, становления личности создателя советского государства, и говорим о том, на каком образовательном и общественно-­политическом фундаменте формировались лидеры той эпохи.

Ленинский мемориал – это одно из посещаемых исторических мест в России. С уважением к личности Ленина и истории советского государства связан интерес граждан Австралии, Вьетнама, Германии, Великобритании, Италии, Китая, США, Франции, Чехии, Швейцарии, Японии, туристических групп из городов России.

Ценность и назначение Музея-мемориала – формирование общероссийского исторического сознания, сохранение исторической памяти, обеспечение преемственности истории страны. И он должен таковым и остаться.

Филармония также является частью истории: образованная в 1944 году, она активно влияет на формирование культуры и мировоззрение жителей и гостей региона.

ЕК Ленинский мемориал и академическая музыка – что дало слияние таких, на первый взгляд, полярных материй?

ЛЛ Идею создания единого многофункционального центра, основанного на европейском опыте, поддержал губернатор области Сергей Морозов. Объединив два учреждения с музейной и филармонической деятельностью, мы более масштабно обеспечиваем стремление людей к высотам российской и мировой культуры. В составе Ленинского мемориала – четыре музея, посвященные тематике В. И. Ленина, два концертных зала на 1200 и 450 мест, кинозал, научная библиотека. Общая площадь – более 25 тысяч квадратных метров на 4 гектарах. По статистике, поток посетителей огромный – около 1 миллиона человек в год.

Ленинский мемориал в Ульяновске

Коллектив Ленинского – большая команда. Симфонический, народный, духовой оркестры, экскурсоводы, научные сотрудники, технический персонал.

Мы предлагаем нашим слушателям новый формат общения: возможность посетить в день концерта музыкальные лекции, исторические авторские экскурсии, тематические выставки одного экспоната (фонд музея составляет 94 тысячи экспонатов, большинство из которых – подлинники).

ЕК В прежнем здании филармонии установлен орган, он действует?

ЛЛ Да, но сегодня он законсервирован, так как здание находится на ремонте. Мы обладаем прекрасным инструментом немецкой фирмы «Hermann Eule». Рассматривается вопрос о переносе органа в Малый зал Ленинского мемориала. В настоящий момент разрабатывается проектно-сметная документация для приспособления помещения для камерной, органной музыки с сохранением всех конструктивных и архитектурных особенностей здания федерального значения.

ЕК Наверное, этот план имеет противников – ведь перенос органа в другое акустическое пространство рискованно, инструмент может «потеряться», перестать хорошо звучать?

ЛЛ Для решения серьезного вопроса мы пригласили театральных технологов, специалистов по акустике, обратились за компетентным мнением к ректору Казанской консерватории, председателю Союза органистов России Народному артисту РФ Рубину Абдуллину, который и рассказал, что орган в Ульяновске был установлен в зале филармонии вынужденно. По объему это пространство недостаточно для полноценного звучания инструмента, и что перенос органа имеет важное значение. Все работы будет осуществлять фирма-производитель музыкального инструмента.

ЕК С нынешнего сезона у вас новый главный дирижер. Почему выбор пал на Илью Дербилова?

ЛЛ За последние годы оркестр выступал со многими приглашенными дирижерами. Это был своего рода, неофициальный конкурс, который выявил лидера. Илья Дербилов был одним из таких приглашенных. За короткое время Илья Николаевич зарекомендовал себя как профессионал и волевой человек, умеющий ставить цели и задачи, имеющий опыт работы главного дирижера. Когда я убедилась, что есть единое мнение оркестра в выборе руководителя, его кандидатура была представлена губернатору. Чем захватил Илья руководство региона? Затронул болевую точку, напомнив, что Ульяновский оркестр в СССР входил в число 10 сильнейших региональных симфонических коллективов, у истоков которого были представители ленинградской дирижерской школы: Эдуард Серов (первый главный дирижер, был ассистентом Евгения Мравинского), Александр Алексеев, Николай Алексеев. Сегодня мы стремимся к тому, чтобы оркестр стал яркой культурной составляющей на музыкальной карте России. В регионе слушатель любит оркестр и активно посещает его концерты. Наполняемость зала составляет 83 процента.

ЕК В апреле мы освещали ваш главный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…» – старейший российский фестиваль, который в 2019 году пройдет уже в 57-й раз! Он проходит ежегодно?

ЛЛ Да, у фестиваля полувековая история, это масштабный международный музыкальный форум, продолжительность которого – полтора месяца. Каждый год наш Фестиваль имеет сквозную тему. 57-й обозначит культурную ценность и раскроет исторические и культурные традиции стран-участников, подчеркнув, что искусство вне политики.

У фестиваля есть свой символ – тюльпаны. Дело в том, что в 1970-е годы при открытии Ленинского мемориала голландский селекционер вывел новый сорт тюльпана, который так и называется Lenin’s memorial. Букеты весенних тюльпанов организаторы и слушатели дарят своим любимым артистам.

Марис Янсонс: Мне очень важно, чтобы произведение меня тронуло, чтобы я почувствовал связь и мог что-то сказать в данном исполнении Персона

Марис Янсонс: Мне очень важно, чтобы произведение меня тронуло, чтобы я почувствовал связь и мог что-то сказать в данном исполнении

Знаменитый российский дирижер Марис Янсонс отмечает свой очередной день рождения в привычном режиме: концертами в Берлине и Мюнхене.

Ильмар Альмухаметов: Новые формы и подходы в театре искать необходимо Интервью

Ильмар Альмухаметов: Новые формы и подходы в театре искать необходимо

В декабрьские дни 80 лет назад премьерным спектаклем «Прекрасная мельничиха» Джованни Паизиелло был открыт Оперный театр в Уфе, спустя три года образовалась балетная труппа, и все эти десятилетия творческие коллективы радуют своим искусством башкирского зрителя и прославляют свою республику за ее пределами.

Виктория Постникова: Мы с Геннадием Рождественским никогда не эмигрировали Персона

Виктория Постникова: Мы с Геннадием Рождественским никогда не эмигрировали

12 января пианистка отметит свой юбилейный день рождения на сцене Большого зала консерватории

Наталья Метелица: <br>Империя – в деталях, а не в масштабе Интервью

Наталья Метелица:
Империя – в деталях, а не в масштабе

Директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства и художественный руководитель ежегодного фестиваля «Дягилев.