Messiaen. L’Ascension <br>Le tombeau resplendissant <br>Les offrandes oubliées. Un sourire <br>Tonhalle-Orchester Zürich. Paavo Järvi <br>Alpha Classics
Релизы

Messiaen. L’Ascension
Le tombeau resplendissant
Les offrandes oubliées. Un sourire
Tonhalle-Orchester Zürich. Paavo Järvi
Alpha Classics

Оркестр Тонхалле и Пааво Ярви не поверили в любовь с первого взгляда и очень долго присматривались друг другу. Прошло ровно десять лет с того момента, как эстонский музыкант дебютировал с этим замечательным швейцарским коллективом. В 2016-м Ярви вернулся в оркестр в качестве приглашенного дирижера (в этой должности в разное время с оркестром выступали Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс и Пауль Хиндемит), а уже в текущем сезоне приступил к своим обязанностям в качестве главного дирижера и музыкального руководителя, сменив на этом посту своего младшего коллегу, 33-летнего Лионеля Брингье, и подписав пятилетний контракт.

Новый диск – своего рода инаугурация этого долгосрочного сотрудничества, которого все так ждали. Полностью посвященный музыке Оливье Мессиана, релиз собрал если не абсолютно неизвестные его произведения, то уж точно редко звучащие в концертах опусы как раннего, так и зрелого периодов. Выбор неожиданный, но довольно выигрышный – не начинать же новую главу в истории оркестра с Чайковского, хотя, будем честны, в планах у маэстро записать цикл его симфоний, к чему музыканты активно готовятся: свой первый сезон в Цюрихе Ярви отмечает довольно насыщенной концертной программой, обязательной частью которой являются сочинения русского классика.

Что касается нынешнего релиза, то с уверенностью можно сказать, что это смелая, крепко сбитая – концептуально и музыкально – работа, представляющая своего рода исследование мелодического мира Мессиана, подчеркивающее принадлежность композитора к модернистским традициям. Для самого Ярви эта запись – признание в любви французскому композитору, который, по мнению дирижера, представляет собой «самый оригинальный и абсолютно уникальный голос».

Открывает диск «Гроб сияющий» (1931), пьеса с колючей ритмико-мелодической асимметрией, в исполнение которой подключаются по очереди разные оркестровые группы, выстраивая сложный мир мессиановских гармоний. Другое сочинение – «Забытые приношения» (1930) – таинственным хоралом открывает новые звуковые пространства музыкального космоса Мессиана, развивая тему потусторонних сюжетов и образов. Такая же «Улыбка» (1989) – переосмысление идеи мистического, где контрастом к общему звуковому движению выступает излюбленная композитором орнитологическая тема. Удивляет стройной величественностью начало четырехчастной пьесы «Вознесение» – с блистательным ансамблем меди, импульсивной резкостью деревянных, напоминающих ужасающее пение диких птиц, и выпуклым пунктиром ударных, развертывающих в финале объемную кульминацию, которая завершается плотным светящимся звучанием струнных.

Поразительный эффект откровения, подаренный композитором и так тонко возделанный дирижером и музыкантами, позволяет удивиться довольно запутанному, но бесконечно привлекательному художественному языку мастера. Тем примечателен и выбор пьес, которые обеспечивают возможность продемонстрировать потенциал оркестра в целом и его отдельных групп. Первая работа Ярви в Цюрихе еще раз доказывает: впереди всех ждет много отличной музыки.