Место счастья События

Место счастья

В Екатеринбурге состоялся Международный форум «От практики – ​к совершенству» к 85-летию Свердловской музкомедии, имеющей репутацию театра-лидера нового российского мюзикла. Около двухсот гостей из сорока музыкальных театров России и десяти стран мира – ​режиссеры и дирижеры, композиторы и критики, директора театров и завлиты, педагоги и артисты – ​в течение пяти дней с утра до поздней ночи беспрерывно общались на самые разные темы «легкого жанра» и участвовали в интенсивной творческой программе форума.

В плотном графике грандиозного екатеринбургского слета нашлось место буквально всему: и празднику и разнообразным деловым форматам. Форум начался с презентации новой книги о Свердловской музкомедии «Счастливое место». Авторы 500-страничной коллективной монографии Елена Третьякова, Сергей Коробков, Александр Колесников и Александр Иняхин исследовали 85-летнюю историю театра как смену эпох трех (всего лишь трех, случай беспрецедентный!) главных режиссеров: Георгия Кугушева, Владимира Курочкина и Кирилла Стрежнева. Под схожим названием – «Фабрика счастья» – открылась интерактивная выставка в Екатеринбургском краеведческом музее. Разумеется, и торжественное открытие форума называлось так же: «Счастливое место».

Затем были вечерние показы и полуночные видеопросмотры лучших спектаклей Свердловской музкомедии последних лет. Гости увидели мюзиклы «Яма» Дрезнина, «Декабристы» Загота, «Бернарда Альба» Лакьюзы. «Орфея & Эвридику» смотрели и обсуждали с композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным, а «Веселых ребят» – с Максимом Дунаевским и Вадимом Жуком. Необычную екатеринбургскую постановку «Анри», обозначенную как ballet chorus, представляли режиссер-хореограф Лариса Александрова и, с помощью видеомоста, композитор Марина Собянина.

В серию мастер-классов вошли и традиционные тренинги, такие как «Пластика актера мюзикла» и «Степ» хореографа Ирины Кашубы, «Пение без напряжения» джазовой певицы и педагога Елены Захаровой, и встречи с участниками современного театрального процесса. «Мюзикл по косточкам» разбирали актриса Оксана Костецкая и режиссер Антон Музыкантский, а разговор-коллоквиум о проблемах мюзикла провели актриса Лика Рулла и режиссер Дмитрий Белов, недавно возглавившие собственные мастерские в ГИТИСе. О насущных проблемах рассуждали в дирижерском клубе под председательством Феликса Коробова музыкальные лидеры отечественных музкомедийных театров: Андрей Алексеев (Санкт-Петербург), Борис Нодельман (Екатеринбург), Константин Хватынец (Московская оперетта), Владимир Янковский (Театр Чихачева), Виктор Олин (Иркутск)… Встреча, посвященная теме «Завлит в музыкальном театре», собрала для разговора режиссеров, критиков, журналистов и собственно завлитов; на форум приехали многие, в том числе и старейшина этого цеха Марина Годлевская из Питерской музкомедии. Известная режиссерская лаборатория под руководством Кирилла Стрежнева в этот раз работала в необычном экспериментальном формате, ее итогом стал показ совместно-анонимного шутливого мюзикла «САМ Колобок!», который создавали семь композиторов, семь драматургов и пятнадцать молодых российских режиссеров. На ярмарке новых произведений было презентовано одиннадцать новых мюзиклов, их демонстрировали собственно сами авторы: композиторы и драматурги. Представители театров уже заинтересовались этой продукцией – вероятно, в ближайшем будущем маячат новые мировые премьеры.

Триумвират на круглом столе директоров музыкальных театров: Леонид Кипнис (Новосибирский музыкальный театр), Владимир Урин (Большой театр), Вячеслав Сафронов (Свердловская музкомедия)

Попытки серьезной рефлексии, осмысления проблем «легкого жанра» на форуме были сделаны не один раз. Две больших и полноценных дискуссии, так или иначе, зафиксировали множество болевых точек. Большой круглый стол директоров театров провели генеральный директор Большого Владимир Урин и директор Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис. В преддверии года театра руководители крупнейших российских музкомедийных коллективов говорили о наболевшем: о финансировании, или точнее «недофинансировании», об отношениях с учредителями, о странностях госзаданий и об усиливающейся бюрократизации всех видов отчетности. Поднимались проблемы кадров и образования. Уже давно театры ждут закон о культуре, который, наконец, выведет театры из сферы услуг. По словам Урина, работа над законом идет, и театр, конечно же, «не услуга, а инвестиция в человека», но по самым скромным подсчетам не стоит ждать ее окончания раньше, чем через два года. При этом потребуются серьезные изменения в Бюджетном и Трудовом кодексах. Вообще, если бы не участие генерального директора главного театра страны, который имеет еще и статус министра, вряд ли бы этот разговор имел столь деловой характер. Урин отвечал практически каждому и многое брал, что называется «на карандаш». Интересными были и выступления зарубежных гостей – сравнение и контекст важны всегда. Вторая, итоговая дискуссия «Музыкальный театр формата “light”: ключ к совершенству», которую вели критики Сергей Коробков и автор этих строк, и которая должна была быть посвящена все-таки творческим вопросам, гармоничной не вышла. Возобладал излюбленный жанр ламентаций. По самым разным поводам и с непременными поисками виновных, и тут конкурентов у фестиваля «Золотая Маска» практически не было. Виновата во всем. Попытки перевести разговор в конструктивное русло, поговорить о том, как вывести жанр из роли аутсайдера современного театрального процесса, как привести другую публику, как сделать новый русский мюзикл актуальным и модным, интересным юному поколению, – эти попытки успеха не имели. Как не состоялся разговор и о роли критики в этой театральной сфере. А между тем возраст пишущих об оперетте и мюзикле (кстати, практически все известные критики прибыли в Екатеринбург) – довольно солиден, а пополнения нет как нет.

Пожалуй, этот диссонанс был единственным на форуме. Атмосфера гостеприимства и праздника, которую так умеют создавать в екатеринбургском театре, витала над всем происходящим. И здесь не переоценить заслуг его генерального директора Михаила Сафронова, ведь именно он, которого называют «человек-праздник», и придумал эти встречи каждые пять лет, используя очередной юбилей как повод для слета всех причастных к «легкому жанру». Трудно себе представить нечто подобное в опере или в балете. А встречи и человеческое общение в наше молниеносное время – становятся уже даже больше чем роскошью.

Финальный вечер, который вели звезды российских мюзиклов, в прошлом екатеринбуржцы Лика Рулла и Евгений Зайцев, прошел на невероятном подъеме. «Я очень рад, что прилетел к вам на праздник. Свердловский театр музыкальной комедии – с моей точки зрения, настоящая академия музыкального искусства в России. Здесь очень все креативно. Вы – удивительный театр!» – говорил председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин. «Я рассматриваю этот театр как чудо, здесь сформирован настоящий комбинат по производству талантов» – вторил ему Максим Дунаевский. В зале сидела труппа театра, работники всех цехов и служб, именно для них со сцены звучали важные слова, были подарки по случаю юбилея от отцов города и области, поздравления от театров, друзей и коллег, сюрпризы и неожиданности. Почувствовать себя в «счастливом месте» смогли все – и хозяева и гости.

Музыка по карточкам События

Музыка по карточкам

В Большом драматическом театре сыграли оперу Александра Маноцкова по одному из стихотворений Льва Рубинштейна 80-х годов

Испытание Бетховеном События

Испытание Бетховеном

Об открытии филармонического абонемента Московского камерного оркестра Musica Viva «Шедевры и премьеры»

Россини и постмодернизм События

Россини и постмодернизм

Россиниана Большого театра пополнилась нетривиальным названием: на Исторической сцене прошла премьера «Путешествия в Реймс» – ​оперы, созданной в 1825 году в честь коронации французского короля Карла X в Реймсе.

Под знаком «семь» События

Под знаком «семь»

В Большом состоялись гастроли Национальной оперы «Эстония»