16 июля 2019 года от нас ушел в мир вечный композитор Эдуард Патлаенко, профессор, член Союза композиторов с 1965 года. Эдуард Николаевич был человеком незаурядным и своеобразным. Это понимали все, кто соприкасался с его музыкой, кто соприкасался с его личностью и, в особенности, с его интересами в искусстве. Всю свою жизнь он пребывал в трех художественных мирах: мире звуков, мире слова – поэтического и прозаического, мире красок и линий. Последний реализовался в коллекционировании произведений живописи и графики. Второй – в страстном чтении и, что замечательно, в собственном поэтическом творчестве.
И конечно, проявление своего миропонимания, своего темперамента выражалось в звуковой материи. Казалось бы, немного – 58 опусов, но чем больше вслушиваешься, знакомишься, вживаешься в то или иное сочинением, поражаешься неслучайности его появления, глубокой продуманности его концепции, предельно убедительно доведенной до финального такта. Не группируя по жанрам, назовем в порядке появления самое значительное из наследия Эдуарда Николаевича: симфония-кантата «Кантелетар» для сопрано, баритона и оркестра, «Симфонические руны» для оркестра (по калевальским гуашам карельской художницы Т. Юфы), Симфония № 3 для оркестра и джаз-квартета, «Ренессанс-сюита» для камерного оркестра, «Письма из ларца» для меццо-сопрано и камерного оркестра на стихи Марии Стюарт, Концерт для оркестра, «Auletica» для гобоя соло, «Пастушьи песни» для трех гобоев и двух английских рожков, балет «Песнь о Гайавате», «Русия и меч», ораториальная симфония для хора, солистов из хора, чтеца (летописца) и оркестра на тексты исторических документов и русских народных песен, Симфония № 4, Торжественник для хора (по жанру его можно определить как концерт, но скорее это хоровая симфония) на слова Данте, Микеланджело, Камоэнса, Такубоку, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Ахматовой, «Книгопев» для английского рожка, валторны и фортепиано, Сюита-фантазия для арфы «Ликёлда – обитель сердца моего», вокальные циклы – «Забытые песни» (Ф. Сологуб), «Цветок Эллады» (Сапфо), «Дочь неба» (А. Ахматова), «Танцевальный зверинец» для фортепиано и многое другое. Последнее сочинение композитора – миниатюра для кларнета и фортепиано, датированная 2011 годом, имеет символическое название – «Покой» («Седьмой день творения»). Верно, это последнее – счастье, глубокое удовлетворение от сознания законченности, завершенности своего творческого пути… А путь творческий и житейский был очень непростой.
Э. Н. Патлаенко родился в 1936 году, 9 марта на Ставрополье. Хорошо помнил оккупацию. Тяга к музыке была с ранних лет. В 1953 году поступил в Ставропольское музыкальное училище на духовое отделение по классу гобоя. Уже в первых композиторских опытах заметно страстное желание совершенствоваться, которое не изменяло ему никогда. По окончании училища в 1957 году – неудачная попытка поступления в Ленинградскую консерваторию. И тут судьба – его позвали осенью в дополнительный набор, и он был замечен. Из характеристики приемной комиссии: «Показал большую творческую инициативу, работает в разных жанрах. Однако низкий уровень музыкальной жизни Ставрополя и отсутствие руководства сковывает творческие возможности. Музыка старомодна». Впоследствии сам себя охарактеризовал – «дремучая самодеятельность». А окружение при поступлении и обучении было солидное: Г. Фиртич, Б. Тищенко, В. Успенский, Б. Архимандритов, В. Наговицын. Был принят по двум специальностям (как гобоист на основной курс и как композитор на подготовительный), но в дальнейшем осталась только композиция. Учился в классе О. С. Чишко. По распределению по окончании консерватории в 1963 году приехал в Петрозаводск, и это стало судьбоносным в биографии композитора. Последующие 56 лет Карелия – вторая родина. И, главное, здесь сочинено все, что хотелось, и все оказалось исполненным. Петрозаводск – город высокой (и профессиональной и слушательской) культуры, и не только музыкальной.
Обязательно следует упомянуть еще одно поприще Эдуарда Николаевича – педагогические усилия по воспитанию молодых композиторов. 15 учеников, ныне живущих и работающих не только в России, но и за ее пределами, проходили в той или иной степени обучение у него: Вячеслав Кошелев, Георгий Сардаров, Андрей Кондаков, Лилия Родионова, Ирина Игнатьева, Владимир Сухоруков, Виктор Миниотас, Владимир Шинов, Игорь Субботин (безвременно ушедший), Марина Шишленко (Кондуш), Анатолий Щура, Лидия Близнюк, Светлана Головина, Михаил Гоголин, Олег Гуреев.
Труды Э. Н. Патлаенко были высоко оценены официально – званиями и правительственными наградами: медаль «За доблестный труд» (1970), заслуженный деятель искусств КАССР (1984), медаль «Ветеран труда» (1987), заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), Орден Дружбы (2002), лауреат премии Республики Карелия (2002).
Из того многого, что можно, нужно и хочется сказать о личности Эдуарда Николаевича Патлаенко, ограничусь цитированием эпиграфа из М. М. Пришвина, которым композитор начал свой оригинальный труд – «Библиотека молодого композитора», рекомендательный список русской художественной литературы, включающий около 1716 (!) наименований: «Чтобы настоящим быть художником, надо преодолеть в себе злобную зависть к лучшему и заменить преклонением перед совершенно прекрасным».
И наконец, свое убеждение, искреннюю веру в переселение души в другой, неведомый мир Эдуард Николаевич выразил в этих, сочиненных им почти за два десятилетия до даты реальной кончины, строчках:
Под знаком Рыб, в сияньи Водолея,
Я изживаю солнечный уют;
Омытый звончатой апрельскою капелью,
Я удалюсь в заоблачный приют,
И там, вдали, в межзвездной карусели,
Среди цветов, где дышит благодать, –
Вновь обрету, в сияньи Водолея,
Способность жить, и мыслить, и страдать.
В прозрении своего ухода ошибся только в месяце – не в апреле, а в июле.
А его опыт достойной по трудам жизни, по благородному желанию осмыслить художественно мир окружающий и опыт страдания как высокого эмоционального напряжения в постижении себя всегда останется с нами в его творениях.
1 Цитирование по: Гродницкая Н. Ю. Эдуард Патлаенко: жизнь и творчество // Призвание: сб. научных статей, посвященных жизни и творчеству композитора Эдуарда Николаевича Патлаенко. Петрозаводск: Версо, 2018. С. 119.