Михаил Мугинштейн: <br>Опера не сводится ни к музыке, ни к театру Персона

Михаил Мугинштейн:
Опера не сводится ни к музыке, ни к театру

На сцене театра «Новая Опера» 15 октября пройдет торжественная церемония награждения и концерт лауреатов Российской оперной премии Casta Diva. Учрежденная в 1996 году, она продолжает ежегодно выбирать и называть лучших в отечественном и мировом оперном мире. В преддверии события президент фонда Casta Diva, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Мугинштейн (ММ) ответил на вопросы шеф-редактора издательства «Композитор» Петра Поспелова (ПП).

ПП Чем отличается Casta Diva от других театральных премий?

ММ Это не театральная, а именно оперная премия, учрежденная к великой дате – 400-летию оперы. В номинациях премии звучит не «роль» года, а «певица года» или «певец года». Премия отличается своим синтетическим музыкально-театральным феноменом, другим модусом: опера – самодостаточный вид искусства, не сводимый только к театру или музыке. Умножая одно на другое, мы получаем новое качество, которое отсутствует в театральных премиях.

ПП Какие качества необходимы артисту, чтобы стать лауреатом премии Casta Diva?

ММ У лауреатов нашей премии должен быть выдающийся комплекс качеств, дающий новое измерение, горизонт и воздух оперы. Здесь не помогут ни сильная актерская игра при музыкальных недостатках, ни классные «дошники» тенора при отсутствии игры. В армии есть понятие «армейская косточка», а в опере надо быть «оперной косточкой», которую и раскусывает наша премия.

ПП Casta Diva – оперная премия критиков, единственная такая в России. Есть ли у нее аналоги в мире?

ММ Элитные премии критики распространены, достаточно вспомнить кинопремию «Золотой глобус» в США. Что касается оперных премий, то в Италии есть премия Аббьяти, присуждаемая итальянской Национальной ассоциацией музыкальной критики ежегодно с 1980 года и названная в честь критика Франко Аббьяти. Премии критики есть и в Германии. Примечателен ежегодный осенний опрос критиков об итогах сезона в авторитетном журнале Opernwelt.

ПП Итоги премии Casta Diva по ряду позиций нередко совпадают с результатами Opernwelt…

ММ Но имена наших лауреатов публикуются на полгода раньше! Так было в этом году, например, с выбором немецкой певицы Марлис Петерсен, ставшей певицей года.

ПП Знают ли о премии за пределами России?

ММ В конце 1990-х неожиданным стало краткое, но знаковое введение номинации «Европейское событие». В 1998 году мы вручали премию Баварской опере в Мюнхене (за «Коронацию Поппеи»), а в 1999-м – Зальцбургскому фестивалю (за «Катю Кабанову»). Этот факт осветило более десяти изданий Европы, включая журнал Opernwelt. При вручении приза в Мюнхене тогдашний директор баварской труппы Герд Экер сказал, что руководство театра «ошеломлено таким новым культурным ходом России». В 2018 году Casta Diva после 20-летней паузы возродила номинацию «Европейское событие» – им стал триумф «Саломеи» Рихарда Штрауса в Зальцбурге. В этом спектакле взошла звезда Асмик Григорян (Саломея), ставшей лауреатом в новой номинации «Лучшая зарубежная певица». Победителем в номинации «Лучший зарубежный певец» оказался Андреас Шагер, ведущий вагнеровский тенор сегодня. Редкий по экспрессии вагнеровский дуэт Шагера и российской «Певицы года», звезды Байройта Елены Панкратовой (первая русская Кундри в Байройте!) украсил не только гала-концерт лауреатов Casta Diva – 2019, но и афишу Москвы.

В этом году зарубежными лауреатами стали Марлис Петерсен и Кристофер Мальтман – выдающиеся интерпретаторы культовых персонажей (ошеломляющие Саломея и Эдип в опере Энеску) на крупнейших фестивалях в Мюнхене и Зальцбурге. К сожалению, они не смогут приехать на церемонию по известным причинам. «Европейским событием» стал спектакль театра La Monnaie за неожиданное открытие «Сказки о царе Салтане» в Брюсселе (дирижер – Ален Альтиноглу, режиссер – Дмитрий Черняков; Гвидон – Богдан Волков). На сайте театра La Monnaie появилась новость (перешедшая в электронные СМИ): «Наша новая постановка «Сказки о царе Салтане», фантастической оперы Римского-Корсакова, получила премию Casta Diva, высшую оперную награду в России, в категории “Европейское событие”». Наконец, в самой почетной номинации «Кавалер оперы» лауреатом стал живой классик, выдающийся режиссер и сценограф, автор сцены Ахим Фрайер. В феврале у меня была с ним интереснейшая встреча в его берлинском доме-галерее. Обсуждался и его приезд на церемонию, но наступила пандемия.

ПП Вы упомянули Богдана Волкова…

ММ Да, с именем Богдана Волкова связано еще одно эффектное обновление премии – номинация «Взлет», призванная следить за новыми талантами, взлетающими на небосклон оперы. Редкий по глубине певец-актер первым из молодых взлетел на мировую сцену. В 2019 году серию взлетов продолжила Елена Стихина, певица удивительная по целому комплексу качеств. Естественно, эти молодые артисты, как и их старшие коллеги, поющие по всему миру лауреаты премии (в этом году – прекрасные Екатерина Губанова и Евгений Никитин), указывают в информационном поле свою награду.

ПП Какие коррективы в повестку сезона внесла пандемия?

ММ Наша премия (в отличие от других) рассматривает итоги календарного года, а не сезона. Поэтому прошедший без пандемии 2019-й был урожайным. А вот что мы будем делать с итогами-2020, не могу представить. Да и на концерте лауреатов 15 октября в блестящей команде лауреатов Casta Diva не будет зарубежных звезд.

ПП Какова структура жюри?

ММ В жюри входят активно работающие известные критики, музыковеды и театроведы, обладатели ученых степеней. Они возглавляют отделы культуры известных СМИ – Екатерина Бирюкова, Марина Гайкович, Сергей Ходнев – или представляют авторитетные институции: петербургские коллеги Елена Третьякова, председатель нашего жюри – проректор Российского института сценических искусств, и Нора Потапова – профессор консерватории. Конкурсный отбор номинантов происходит на заседаниях жюри. Каждый член жюри имеет право выдвигать номинантов на общее рассмотрение. Результаты выносятся на открытом голосовании арифметическим большинством. В случае равенства голосов председатель имеет право на дополнительный голос.

ПП А как удается избегать конфликта интересов?

ММ В работе жюри может возникнуть ситуация, когда член жюри является участником конкурсной продукции. В этом случае он выходит из состава жюри на данный конкурсный период. Итоговый документ подписывает председатель, выбранный из состава жюри и утвержденный советом учредителей (совет осуществляет и ротацию жюри). Такая ситуация возникла, например, в этом году, когда я вышел из состава жюри как драматург спектакля-лауреата «Поругание Лукреции». Вообще, главная проблема – не конфликт деловых интересов. Даже в таком узком цеховом кругу всегда трудно привести к общему знаменателю столь разные взгляды и вкусы, представления о прекрасном в оперном процессе. Что же происходит, когда собираются люди разных профессий?!

ПП Что такое Casta Diva помимо самой премии?

ММ Когда-то лауреат премии в номинации «Кавалер оперы» Евгений Нестеренко сказал, что лучшее название оперной премии трудно было придумать! Действительно, молитва Нормы Casta Diva («Пречистая Богиня») из оперы Беллини дала символичное звучание названию премии. Летящий над землей образ оперы, его дивная красота воплотились в статуэтке (позолоченная бронза) работы скульптора Пааты Мерабишвили. Что же касается одноименного фонда поддержки оперного искусства, то интересные творческие планы есть, но все сейчас, к сожалению, связано с ситуацией в стране и мире.

ПП Кто поет арию Нормы красивее всех, появляются ли новые эталоны?

ММ Эталоны определяет время: у каждой эпохи свои герои, у них своя интонация из словаря эпохи. Мой эталон – Мария Каллас, у кого-то – Монтсеррат Кабалье. Сегодня у меня нет платинового эталона, он в палате мер и весов прошлого. Однако молиться вместе с Нормой хочется. Поэтому советую пойти на концерт лауреатов Casta Diva 15 октября в «Новую Оперу» и послушать молитву Нормы в исполнении прекрасной Елены Стихиной.

Объявлены лауреаты российской оперной премии CASTA DIVA за 2019 год