Мистично, неартистично События

Мистично, неартистично

Спектакль на музыку редко исполняемого барочного композитора Алессандро Скарлатти (1660–1725) требует большого предварения: надо поначалу ввести все фактические компоненты в свое сознание, чтобы воспринимать постановку адекватно.

Название оратории по-итальянски «Cain, ovvero Il primo omicidio» означает «Каин, или Первое убийство человека». Слово «человек» здесь по-русски совершенно необходимо, потому что в истории убийства Авеля есть «предварительная стадия», когда братья совершают приношения Иегове: старший, земледелец, – «плоды полей», младший, пастух, – убитого им ягненка. Авель убивает животное, и Бог принимает у него эту жертву. А Каиново приношение не принимает. Что и заставляет старшего брата ревновать и злиться и, в конце концов, вынуждает прибить удачливого братца насмерть.


Кристина Хаммарстрём – Каин, Оливия Вермёлен – Авель

Отметим еще, что жанр оратории родился в Риме в конце XVI века и уже к началу XVIII века, когда данное произведение было написано (1707), стал в Италии заурядным. Добавлю, что великая оратория 22-летнего Георга Фридриха Генделя «Триумф Времени и Бесчувствия» появилась на свет в Риме в том же году. Ораторию 47-летнего Алессандро Скарлатти впервые исполнили в Венеции, куда знаменитый композитор приехал на премьеры двух своих опер в Театре Сан Джованни Кризостомо. Либретто написал Антонио Оттобони, один из крупных меценатов Серениссимы. Три года спустя эта оратория была с блеском повторена в Палаццо Канчеллериа, принадлежавшем кардиналу Пьетро Оттобони, сыну знатного венецианского либреттиста.

В новое время ораторию Скарлатти (рукопись партитуры хранится в Сан-Франциско) открыл бельгийский дирижер (в прошлом певец контратенор) Рене Якобс, он же записал ее в 1998 году и сам исполнил партию Голоса Бога. Оратория эта значится как «сакральная игра для шести голосов с инструментами». Шесть голосов расположены в смысле тесситур в простых соотношениях: Ева и Авель поют сопрано, Адам и Голос Люцифера – тенором и басом, а Каин и Голос Бога – меццо-сопрано (Якобс отмечает в буклете, что Теофиль Готье называл меццо «гермафродитом среди голосов»). В спектакле Каина и Авеля поют женщины – Кристина Хаммарстрём и Оливия Вермёлен (при том, что в Риме, разумеется, все партии, включая женские, исполняли кастраты), а голос Бога отдан контратенору (баварец Бенно Шахтнер). Никаких указаний на состав оркестра у Скарлатти фактически не было. У Якобса мы видим в яме Опера Гарнье большой коллектив: к струнным добавлены духовые – два гобоя, две продольные флейты и два тромбона, а в состав континуо входят два органа, два клавесина, две лютни и арфа, которую в начале XVIII века очень любили в Риме. Якобс детально объясняет свой «богатый инструментарий», подчеркивая, что в те времена саунд строили исходя из особенностей конкретного театра.

Кажется, вводные разъяснения закончены, и можно приступать к рассказу о постановке.

Знаменитый Ромео Кастеллуччи – режиссер, художник и светодизайнер спектакля. Мы знаем, что он умеет соединять зрителей напрямую с внутренним содержанием действа, потому что пользуется часто приемами «за гранью дозволенного». В «Орфее и Эвридике» речь шла о конкретной больной в клинике Вены, которая лежала в коме. Аналогичные «вбросы реальности» мы видели и в московских гастролях постановок Кастеллуччи – у нас иногда шел мороз по коже, но мы внедрялись в действо «всеми потрохами».

В «Каине» две части. В первой актеры, одетые в обычные концертные наряды (женщины-братья в брюках, грудь нескрываемо женская), периодически застывают в «ритуальных позах» в абсолютно абстрактной среде. Нас готовят к чему-то большему, о чем сам режиссер говорит в буклете. Главная «мулька» первого действия – среда, в которой все происходит. Здесь сложная световая партитура, с промельками смутно различаемых фигур, с голубыми и желтоватыми наплывающими яркими полосами, в общем, нагнетающая мистичность атмосфера «необъяснимого».

Во втором действии, где и должно произойти само убийство, мы переходим в более определенное место действия. Перед нами поле, которое долго и упорно возделывает Каин. Но теперь на сцене дети, лет от семи до одиннадцати, которые изображают персонажей оратории. Они ничего не «играют», просто открывают рот в соответствии с текстом, который из оркестровой ямы или из ложи поют во втором акте вокалисты. За Люцифера и за Бога тоже действуют дети. Вполне себе обыкновенные, такие же, как Каин или Авель, симпатичные и милые. По мнению режиссера, такая подстановка должна снять ощущение вины с Каина. Собственно говоря, никакого сквозного действия как не было, так и нет. И сакральность, мистичность как будто растворяется в воздухе, но, с другой стороны, словно бы и исчезает вовсе.

Так, по крайней мере, показалось лично мне. Кастеллуччи разъясняет в буклете: «Музыка Скарлатти затрагивает струны эмоций, во многом из-за составляющей драматизированного пения […] присутствие этой потрясающей музыки вынудило меня оставить место для тотального слушания. Меня не вдохновляла необходимость добавлять, сочинять, конструировать, мне хотелось скорее убавлять, уменьшать, идти ближе к предметам». Во второй части возникает эффект «снятости», вплоть до ощущения ухода в пустоту.

На это накладывается дирижерская манера Рене Якобса. Конечно, у него, как всегда, очень тщательно проработана вся музыкальная часть в смысле драматического контента, партии спеты всеми шестью певцами без исключения грамотно и тщательно. К упомянутым вокалистам добавлю норвежскую сопрано Биргитте Кристенсен – Еву, британского тенора Томаса Уокера – Адама и канадского баса Роберта Гледоу – Люцифера. Но великий, многажды награжденный Якобс иногда умеет быть заунывно тоскливым. Такова, например, его запись «Игры о душе и теле» Эмилио де Кавальери (2015) – рядом с записью под руководством Кристины Плухар (2004) она выглядит блеклой и орнаментальной. В «Каине» Скарлатти, который, безусловно, обладает своими сакральными и музыкальными достоинствами, Якобс блюдет больше внятность мистического рассказа, чем драматизм переживаемого события. Получается немного то самое «пити-пити-пити», которое слышал умирающий князь Андрей в «Войне и мире». Нам как будто бы не за что ухватиться, чтобы держать себя в тонусе при восприятии. И все благие намерения постановщиков (добавим к ним драматургов Пьерсандру Ди Маттео и знаменитого Кристиана Лоншана) разбиваются в прах, и лично на меня мистическая мысль отличного текста Оттобони и тайны музыки Скарлатти никак не смогли на этот раз воздействовать прямо и безусловно.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии