Моцарт по «Плану Б» События

Моцарт по «Плану Б»

Постановка Così fan tutte в Зальц­бурге – оф- и онлайн

Как очевидец оперной премьеры «Так поступают все», показанной на второй день Зальц­бургского фестиваля в сокращенной версии дирижера Йоаны Мальвиц и режиссера Кристофа Лоя, корреспондент «Музыкальной жизни» Аделина Ефименко лишний раз убедилась, что трансляция не может восполнить и доли того переживания от реального спектакля и воссоздать неповторимую синергию живого звучания оркестра и солистов.

В трансляции теряется и целостное восприятие сценической интеракции. Эрзац-звучание плюс эрзац-представление продуцируют эрзац-феномен музыкально-театральной Weltbühne. Непоправимые потери ощущаешь особо остро, если live-stream включаешь на следующий день после пережитого live-спектакля. В трансляции обилие крупных планов не дает возможности охватить сцену целиком, мешает наблюдать за ювелирной актерской работой вокалистов. Движение, жестикуляция иногда теряют смысл без целостного охвата сценического пространства. А несовершенство цифровой аппаратуры, наверное, так никогда и не сможет достичь необходимого баланса между вокалом и оркестром. Тончайшая динамическая и темповая нюансировка, захватывающие переклички солистов, синхронное дыхание оркестрантов и вокалистов – все это в трансляции осталось если не потерянным, то приглушенным, если не полностью лишенным красок, то редуцированным и плоским. И если вокальные ансамбли при этом не утратили своей красоты и стройности, то соло, усиленные микрофонами и выдвинутые на первый план, частично потеряли свою гибкость и даже выявили некоторые шероховатости в интонировании. Особенно заметно это проявилось в партии Фьордилиджи.

Во время живого восприятия ничего подобного не происходило, напротив, четкая спаянность вокалистов с оркестром позволяла не только в полной мере насладиться тембровым разнообразием молодых голосов (Эльза Драйсиг – Фьордилиджи, Марианна Кребасса – Дорабелла, Богдан Волков – Феррандо, Андре Шуэн – Гульельмо, Леа Дезандре – Деспина), но и вызвать искреннее восхищение. Все было на своих местах – и полетная виртуозность, и искренность лирики (Богдан Волков идеально исполнил арию Феррандо Un’aura amorosa), и ясная артикуляция в речитативах, и изобретательность артистической импровизации, которой подыгрывал оркестр, изобилуя сменами темпов и неожиданными паузами. А главное, захватывающая своей витальной энергией включенность в интеракцию каждого из шести героев – комплимент минималистической режиссуре Кристофа Лоя!

Прекрасно озвучены были и полифония тембровых линий в ансамблях, и хор, вынесенный за кулисы. Даже сокращения в партитуре, вызванные вынужденным урезанием времени спектакля, воспринялись органично. Единственным опытным мастером сцены в юном ансамбле солистов был Йоханнес Мартин Кренцле – прекрасный певец-актер, звезда не только Зальц­бурга, но и Байройта. Мне, к сожалению, не удалось разгадать суть его образа в этой постановке, чтобы ответить на вопрос, почему он всегда со слезами на глазах инициирует шутку над молодыми влюбленными, подстрекая их к неверности. По-видимому, ответы придется искать в интервью режиссера или программном буклете.

Некий подтекст Кристоф Лой зашифровал и в изображенном на афише портрете Беренис Эббот работы американского фотографа-дадаиста Мана Рея. Эббот – тоже американка и фотограф, но женщина, которая впервые добилась славы и признания в этой мужской (по старой традиции) профессии. По-видимому, этим портретом режиссер намекнул не на героинь оперы Моцарта, а на свою коллегу по сцене Йоану Мальвиц – молодую, энергичную, не просто талантливую, но исключительную женщину-дирижера, номинированную вновь на звание «дирижер года – 2020» (получив этот титул уже в 2019-м, когда ей исполнилось 33 года). Кроме того, Мальвиц является первой женщиной, приглашенной в Зальц­бург – святая святых семейства Моцартов – с целью постановки главной продукции Зальц­бургского фестиваля – «Так поступают все». По «плану А» (до пандемии) Мальвиц должна была дирижировать восстановленной с 2018 года продукцией «Волшебной флейты» в версии Лидии Штайер. С вторжением пандемии родился и сработал «план Б». Мальвиц пригласили не только дирижировать, но и создать новую сокращенную редакцию оперы, с чем она блестяще справилась. Безусловно, сокращение оригинала моцартовской партитуры – вынужденная мера в условиях пандемии, чтобы сжать спектакль до двух часов с четвертью. Частично были сокращены хоры, речитативы, по одной арии у Деспины, Гульельмо и Феррандо. Безусловно, музыковеды всегда были и останутся оппонентами таких оперативных вмешательств в «живое тело» оригинальной партитуры. Но в защиту такой исключительной меры можно привести веский аргумент, связанный с именем второго оперного титана Зальц­бургского фестиваля 2020 года – Рихарда Штрауса.

Дирижер – Йоана Мальвиц

Как известно, партитура «Идоменея» привлекла внимание композитора в конце 1920-х годов. В 1931 году в Вене, ровно через 150 лет после премьеры оригинала Штраус создал собственную версию моцартовского шедевра: изменил либретто, порядок номеров, оркестровку. Так появилась новая партитура «Идоменея» – одна из самых необычных в истории мирового оперного театра. В ответ на критику своей редакции Штраус говорил примерно так: «Я знаю Моцарта в десять раз лучше, чем они (критики), и люблю его в сто раз больше». Композитор также самовольно переименовал и моцартовскую Электру в Исмену, не желая повторять имя героини собственной оперы. Правда, заказ на редакцию «Идоменея» поступил не от Зальц­бургского фестиваля, а из Венской Штатс­оперы. Дирижировал премьерой не просто маэстро Штраус, а соавтор Моцарта. Это хоть и другая история, но все же поучительная.

А история новой версии «Так поступают все» такова. Интерпретацию Йоаны Мальвиц критики не просто похвалили, но спели ей дифирамбы. «Вершина современного понимания моцартовской стилистики», «звездный час в деле интерпретации Моцарта», «она (Мальвиц) – сердце этой постановки», «изящная элегантность и нескончаемая энергия пульса музыки», «превосходные арки, продуманные наперед», «она дышит с певцами одним дыханием, вознося их на руках», «она феноменальна в музыкальном космосе Моцарта» – под всеми этими восторженными эпитетами, посвященными Йоане Мальвиц, уверенно могу поставить и свою подпись.

Оркестр Венской филармонии вместе с Йоаной Мальвиц стал не просто главным, но уникальным событием Зальц­бурга. Тот факт, что 100-летний юбилей ознаменовался одной из лучших за последние годы интерпретаций Моцарта– хороший знак, дающий надежду и уверенность как в успешном завершении, так и дальнейшем процветании выдающегося фестиваля. Как высказался легендарный итальянский режиссер Джорджо Стрелер, в свое время тоже ставивший «Так поступают все»: «Я хорошо знаю, что жизнь заключается в людях».

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»