Музы не молчат События

Музы не молчат

В Рахманиновском зале Московской консерватории выступил Молодежный симфонический оркестр из Луганска

Известная латинская пословица гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Однако она оказалась полностью опровергнута выступлением Молодежного симфонического оркестра Луганской академии культуры и искусств имени М. Матусовского совместно с солистом, своим земляком, а ныне профессором Московской консерватории Юрием Ткановым.

Именно этот известный альтист, многократно выступавший в Луганске, организовал приезд и выступление оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Сергея Йовсы. Молодежному оркестру уже второй десяток лет (основан в 2004 году по инициативе профессора Евгении Михалёвой), репертуар растет от года к году (от классики к современности). Это симфонии Гайдна, Бетховена, Дворжака, Чайковского, Шостаковича, Канчели, премьеры новых сочинений. Однако выступление в Москве – высшая степень ответственности для музыкантов. «Побывать в таком зале, где сами стены пропитаны вековыми традициями, – наша громадная мечта», – признался С. Йовса.

Скажем сразу – концерт в Рахманиновском зале был принят публикой очень горячо. К яркому восприятию слушателей провоцировала интересная программа – Симфония с солирующим альтом «Гарольд в Италии» Гектора Берлиоза, Концерт для альта с оркестром Андрея Эшпая, «Гершвин-фантазия» Юрия Тканова. Замечательный исполнитель, принадлежащий к школе Борисовского – Дружинина, демонстрировал возможности инструмента и свой высокий класс. Ведомый солистом и дирижером, молодой оркестр играл уверенно, увлеченно, ярко и точно, озвучивая весьма непростые партитуры.
…Факт исторически известный – именно Гектор Берлиоз, гениальный знаток оркестра, обогатил его новыми тембрами. Он сочинил программную симфонию «Гарольд в Италии», где альт, как аналог низкого человеческого голоса, ведет свое повествование, начиная со сцен меланхолии, счастья и радости главного героя, к воспоминаниям в «Оргии разбойников», обобщающим его путь.

Как и в «Фантастической симфонии», образное и смысловое либретто предопределяет палитру красок – солирующего альта и всего оркестра. Берлиозу, гению соединения инструментальных тембров, было важно не только вести слушателя по этапам жизни героя, но и доказать своим современникам первой трети ХIХ века универсальность звуковой палитры альта как солирующего инструмента.
Юрий Тканов мастерски раскрывает весь тембровый арсенал инструмента. Отметим, что в звуковой реализации Симфонии «Гарольд в Италии» прекрасно проявил себя и Луганский молодежный оркестр, озвучивая партитуру весьма сложную: и по общему контакту с примариусом, и в различных ансамблях с альтом, и в эпизодах tutti. Безупречный строй деревянных и медных духовых, богатая динамическая и красочная шкала, настоящая художественная свобода! Создавалось впечатление, что оркестр состоит из солистов.

Интересен и следующий программный выбор Юрия Тканова – Концерт для альта Андрея Эшпая, композитора, подарившего каждому из оркестровых инструментов свой сольный концертно-симфонический опус, что в значительной степени расширило их репертуар (а в ряде случаев русско-марийский мастер был в числе первопроходцев, как, например, в случае с Концертом для тубы с симфоническим оркестром).
Юрию Тканову удалось главное – раскрыть удивительное многообразие в единстве этого яркого одночастного полотна. Особенно впечатлило звучание высокого «скрипичного» тембра у альта и превосходная, глубокая кантилена, приближенная к виолончельному колориту.

Блеснул Юрий Тканов и как композитор. Его «Гершвин-фантазия» мастерски сочетает «избранное» из знаковых сочинений автора – «Рапсодии в стиле блюз» и фортепианного концерта. В калейдоскопе эпизодов, как бы Гершвин-карнавале, прекрасно прорисовывались цветом разные тембровые маски и ситуации. Виртуозное и колористическое мастерство, свободная и вдохновенная игра органично сочетались со структурной стройностью, с опытом музыканта XXI века.

На бис были сыграны две пьесы Мийо из «Скарамуша» в блистательной транскрипции Юрия Тканова, а публика все еще не хотела отпускать полюбившихся исполнителей.

Концерт стал ярким событием, молодежный оркестр под руководством Сергея Йовсы доказал очевидную исполнительскую зрелость. Молодцы луганчане. Так держать наперекор геополитическим катаклизмам!

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»