Музыка на вырост События

Музыка на вырост

«Кольцо нибелунга» для самых маленьких

Поставить Вагнера для детей – утопия. Поставить для детей «Кольцо нибелунга» – утопия вдвойне. Именно своей кажущейся незыблемостью эти постулаты вновь и вновь провоцируют их нарушать. Причем не только в Германии, на родине Вагнера. Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац к 200-летнему юбилею Вагнера осуществил детскую постановку, вернее адаптацию для юных зрителей лишь одной части «Кольца» – «Золота Рейна». В том же юбилейном 2013-м (юбилеи всегда обязывают) и Дмитрий Бертман работал над детским «Кольцом». Увы, спектакль не состоялся. Юбилейные торжества отгремели, но, продолжив удачное начинание, вновь на сцене театра Сац в 2014-м «родилась» детская «Валькирия». А дальше, как говорится, тишина…

Но только не в Байройте! 2018 год здесь – именно юбилейный. Вот уже десять лет как один из старейших музыкальных фестивалей Европы – Байройтский фестиваль – обзавелся «младшим братом», проектом «Вагнер для детей» или, как его здесь называют, Kinderoper. Все начиналось в 2009 году c постановки «Летучего Голландца». Ныне для детской аудитории не просто адаптирован полный фестивальный цикл – все спектакли, идущие на сцене Фестшпильхауса, театра Рихарда Вагнера, – но уже пошли на второй круг и «Летучий Голландец», и «Тангейзер», и вот теперь «Кольцо нибелунга».

Те из юных меломанов, что постарше, уже имеют возможность сравнивать интерпретации. «В прошлый раз было сказочнее», – серьезно вынесла свой вердикт после спектакля девочка лет двенадцати. А это значит, что впервые она познакомилась с музыкой Вагнера, с «Кольцом нибелунга», в пять лет («Кольцо» вошло в Kinderoper в 2011 году)!

Конечно же, для детской аудитории музыкальные драмы Вагнера приходится значительно (значительно – не то слово!) сокращать и жертвовать некоторыми персонажами. К примеру, в нынешнем «Кольце» из ключевых фигур отсутствуют Эрда, Гутруна и Гунтер. «Вывернуться» из положения помогают диалоги героев, объясняющие непонятное из-за сокращений дальнейшее действие. Кстати, диалоги эти весьма остроумны и очень органично вписаны в спектакль.

Конечно же, приходится снижать градус философских проблем, заложенных в сюжетах Вагнера. К примеру, прежде чем погрузить Брунгильду в сон посреди огня, Вотан просто объясняет ей, что плохо не слушаться папу, за это наказывают. И уж совсем недетская тема – искупительная жертва Брунгильды в сцене возвращения кольца дочерям Рейна. Спасение мира, освобождение от греха поклонения «золотому тельцу», воскресение в смерти – все это не про детский спектакль. А вот то, что чужое нужно непременно отдавать, вполне понятно, да еще и полезно для воспитания.

Но по-другому никак нельзя! Не скатиться до уровня детсадовского утренника и поставить хороший детский спектакль гораздо сложнее, чем взрослый. Тем более, когда изначальный материал не каждому и взрослому-то по зубам. И сюжет нужно еще перевести на детский язык, причем перевести бережно, чтобы авторский замысел не страдал. Задача титаническая! Хотя, конечно, можно было бы сказать, что нынешнее «Кольцо» оказалось не столь цельным и логичным, как предыдущие спектакли проекта, что не вполне понятна мотивация поступков Зигфрида – вечно всему радующегося и оттого откровенно придурковатого. Хотя, если вдуматься, – а каким его написал сам Вагнер? «Лишенное страха и незнакомое с моралью дитя леса»? Получите, распишитесь! И еще. Общая продолжительность вагнеровской тетралогии – около 17 часов, в зависимости от темпов дирижера. Попробуйте-ка втиснуть все «многочасовые» мотивации всего в 90 минут!

Даниэла Кёлер – Брунгильда

Так что в целом нужно признать, что «Кольцо-2018» – это очередная творческая удача Катарины Вагнер, основательницы проекта Kinderoper, и ее команды. Кстати, в создании спектаклей сами дети также принимают непосредственное участие. Катарина лично ездит по школам – и не только Байройта, где имя Вагнера каждый знает, кажется, с пеленок; так, в этом году были задействованы школьники из Дуйсбурга – объясняет ребятам основы театрального искусства, а они рисуют костюмы и создают образы полюбившихся персонажей. Это практическое приобщение к искусству! Детские фантазии реально берутся за основу взрослыми постановщиками, а сами юные художники могут вскоре увидеть не только воплощение своих трудов на сцене, но и собственные фото в буклете, преподнесенном каждому, пришедшему на спектакль. Здоровое честолюбие еще никто не отменял! Кстати, в этом же буклете всегда есть сведения об истории создания непосредственно вагнеровской оперы, об артистах, краткое содержание либретто и даже игры на тему сюжета. Настоящий подарок маленькому меломану!

Элемент игры присутствует и во время самого действия. Дети очень живо реагируют на происходящее. «Вон там он спрятался!» – кричит с маминых колен совсем маленькая «вагнерианка», указывая Вотану и харизматичному Логе с огромным огненно-рыжим хаером на голове, где скрывается коварный Альберих. И «боги» тут же ее бурно благодарят.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди