Музыка в музее: от Цаха к Руфинатше История

Музыка в музее: от Цаха к Руфинатше

Универсальные музеи хороши своими сюрпризами. Тирольский Фердинандеум знаменит картинами Рембрандта и Брейгеля-младшего, собранием народного искусства и ренессансным цейхгаузом. Не менее известно и его собрание старинных музыкальных инструментов – ​среди 400 экспонатов преобладают струнные, от скрипок, виолончелей и контрабасов до хаммерклавиров и роялей. Экспонаты – ​звучащие, на музейных концертах на них исполняют музыку тирольских композиторов. Местная школа была знаменита еще во времена императора Максимилиана I. Знамениты и местные мастера: в музее есть восемь инструментов самого известного из них, Якоба Штайнера (ок. 1617–1683). На его скрипках играли Бибер и оркестранты Баха, в XVIII веке их ценили выше инструментов Амати и Страдивари. Есть здесь и одна из немногих известных сегодня скрипок Маттиаса Альбани (1634–1712), его считают учеником Штайнера.

Не все инструменты сохранились в первозданном виде, их массово переделывали в соответствии с изменением состава оркестра или новыми представлениями об идеальном звуке. Особенно часто инструменты подвергались изменениям в XIX веке –  удлинялись грифы, струны менялись на стальные, виолы да гамба превращали в виолончели, а виолы д’амур –  в альты. Такова, например, участь виолы да гамба мастера Доменико Руссо середины XVI века, переделанной в виолончель.

Тироль известен не только мастерами, но и композиторами, и учителями музыки. Одни приезжали сюда в годы, когда местная власть обретала европейские масштабы, другие жили и работали в местных монастырях, бывших центрами музыкальной культуры. Об уровне местных профессионалов говорит, например, то, что одним из первых профессоров по классу фортепиано открывшейся в 1795 году Парижской консерватории был тиролец Игнац Антон Ладурнер.

Многие из опер, поставленных в Инсбруке в XVI–XVIII веках, сегодня возрождены благодаря местному фестивалю старинной музыки (после Рене Якобса им руководит Алессандро де Марки), исследованием партитур занимаются Институт музыкознания в Инсбруке и сам музей, где хранится большое нотное собрание тирольских авторов XVI–XVIII веков. Извлеченные из тирольских архивов и в значительной степени неопубликованные произведения не только исполняют на концертах, но и записывают на компакт-дисках, используя музейную коллекцию инструментов.

Последние двадцать лет в Инсбруке выходит серия «Звучащие сокровища Тироля» («Klingende Kostbarkeiten aus Tirol»), в ней больше сотни дисков. Сейчас музей стал издавать собственную серию «Musikmuseum», в ней уже тридцать девять названий. Среди раритетов –  произведения тирольских композиторов Вигилиуса Фаителли (1710–1768) и Йоганна (Яна) Цаха (1713–1773). «Al Capriccio» с музыкой Цаха записали «Барочные солисты Мюнхена» под управлением Доротеи Зеель (она солирует на траверс-флейте).

Уникальна и запись 21 песни Иоганна Руфинатши (1812–1893) на стихи Гёте и Байрона, Шиллера и Грильпарцера. Песни –  почти треть из созданного композитором в этом жанре –  записаны сопрано Марией Эрлахер и бас-баритоном Андреасом Лебеда в сопровождении пианистки Аннетт Зайлер, она играет на хаммерфлюгеле венского мастера Конрада Графа, считавшегося лучшим в Вене. Его инструменты были у Бетховена (вопреки легенде, он ими не владел, но взял их у Графа в аренду), Шопен, живя в австрийской столице, ездил заниматься каждый день к Графу, ценил его работы и Лист. Зайлер играет на таком же инструменте, что был в свое время подарен Графом пианистке Кларе Вик, жене Роберта Шумана, позднее каммерфлюгель перешел к Брамсу. Переехав из Тироля в Вену, Руфинатша часто общался с Брамсом, они встречались за так называемым «профессорским столом» в одной из венских харчевен. Руфинатша оставил шесть симфоний и камерные сочинения, многие из них не изданы; после 1870 года его имя исчезло из венских концертных афиш –  несмотря на очевидный талант мелодиста, он вышел из моды, остался успешным преподавателем. Так и не женившись, бездетный композитор передал свой архив музею Фердинандеум. Записи стали появляться лишь в последние годы; так, его Пятой симфонией продирижировал Джанандреа Нозеда.

На том же хаммерклавире Аннетт Зайлер записала произведения Шумана. Диск «Psychogramme» объединил «Танцы давидсбюндлеров», Токкату до мажор и «Фантастические пьесы»; всего у Зайлер вышло в рамках серии четыре диска.

MusikMuseum издает и сочинения современных тирольских авторов, в том числе молодых, но в центре внимания остается музыка Ренессанса и барокко. Так, «Музыкальная встреча на высшем уровне. 1503» собрала придворную музыку эпохи Максимилиана I, среди записанных произведений и «Missa pro fidelibus defunctis» Пьера де ла Рю (ок. 1452–1518). Де ла Рю работал для Габсбургов, сперва при бургундском дворе, затем в Нидерландах, много путешествовал, был и в Инсбруке, где выступал вместе со своей капеллой.

А диск «Ex Bibliotheca Mariaemontana» объединил сочинения Цаха, Генделя, Георга Муффата, Алессандро Польетти и Мариана Штехера (1754–1830); их записал Петер Вальднер (чембало, клавикорд, орган). Ноты либо созданы авторами, жившими в бенедиктинском монастыре Мариенберг в Южном Тироле, либо хранятся в его музыкальной библиотеке, известной своими сокровищами. Так, здесь есть единственный в мире печатный экземпляр сборника произведений для клавесина и органа «Il Rossignolo» (Вена, 1677) придворного композитора Алессандро Польетти. Для записи арии и 19 вариаций из его сборника (в 2004-м Вальднер издал факсимиле книги, найденной им во время написания дипломной работы) использовано хранящееся в Мариенберге чембало, для записей других произведений –  орган цистерцианского монастыря в Штамсе, орган работы Йозефа Айгнера в самом Мариенберге, а также чембало современного миланского мастера Андреа Рестелли (2016) –  это копия инструмента Кристиана Фатера (1738) из коллекции Германского национального музея в Нюрнберге.

Диски сопровождаются двуязычными англо-немецкими буклетами, тексты расширяют представление об истории музыки, ведь об иных композиторах мало пишет даже интернет, и «мало» здесь слово из лексикона оптимиста.