Музыкальная дюжина Вятского События

Музыкальная дюжина Вятского

Зачем молодые музыканты едут в ярославскую глубинку…

«Ох, уж эти мне конкурсы!» – ​скажет, и, разумеется, каждый со своей интонацией, практически любой музыкант. С ними так же трудно, как и без них.

Однако конкурс конкурсу – рознь. И не так много среди них таких, что проводятся сразу по нескольким специальностям. Те же, что проходят, кратко говоря, в формате «четыре на три», то есть четыре специальности (фортепиано, скрипка, академический вокал, духовые инструменты) в трех возрастных группах (7–14 лет, 15–18 лет, 19–33 года), – и вовсе редкость.

А если он проходит не в большом городе – как чаще всего бывает в России, не в тихих, живущих главным образом за счет заезжих гостей городках – как это нередко принято в Европе, а в селе, едва насчитывающем тысячу человек населения, то с полным основанием его можно назвать уникальным.

Речь идет о конкурсе молодых музыкантов (о нем уже писал наш журнал), с позапрошлого года проводящемся в селе Вятское (30 км от Ярославля) на базе одноименного историко-культурного комплекса. Точнее – в сельском поселении, ставшем первым в Ассоциации самых красивых деревень России и уже имеющем солидную инфраструктуру, рассчитанную на прием большого количества гостей: дюжину уникальных музеев, гостиницы на полторы сотни мест и т. д. На территории села заканчивается сооружение летнего (закрытого) концертного зала.

Конкурс начинался как рассчитанное главным образом на Ярославль и окрестные регионы состязание молодых (до 25 лет) музыкантов: одна из первых лауреатов конкурса в Вятском, 9-летняя саксофонистка Мария Головченко уже с успехом выступает на европейских сценах.

В нынешнем году возрастной потолок поднят до 33 лет, конкурсу обеспечена существенная финансовая поддержка (Фонд Президентских грантов, Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» и др.). Кроме того, качественно улучшился состав жюри: в него входят очень известные в России и за рубежом музыканты, являющиеся не только исполнителями, но и востребованными педагогами, а также арт-директора престижных музыкальных фестивалей. Конкурс обеспечивается инструментами одного из ведущих европейских производителей фортепиано Feurich.

Впервые победителям конкурса вручаются денежные премии. Одну из них – за лучшее исполнение произведений В. А. Моцарта – присуждает недавно образованное в Ярославле Моцартовское общество.

Существенной новацией стала двойная оценка выступления конкурсанта – за технику и за артистизм: не секрет, что на музыкальных конкурсах всех специальностей и уровней становится всё больше исполнителей безупречных технически, но при этом абсолютно безликих и невыразительных эмоционально.

В апреле прошли выступления конкурсантов в номинации «Духовые инструменты». Победителями в младшей возрастной группе стали Алексей Панфилов из Ярославля и Стефания Лопухина из Чебоксар, в средней – Даяна Теребова из Ярославля и Ильяс Исламов из Москвы, в старшей – Степан Бачевич из Москвы и Жексембай Досхан из Казахстана.

Но сердцевиной конкурса в Вятском является, без сомнения, состязание вокалистов (на второй, очный тур прошли 53 участника из 6 стран), которое с нынешнего же года носит имя замечательного русского певца, современника и конкурента Шаляпина, солиста Императорских театров Владимира Ивановича Касторского (1870–1948). Дело не только в том, что президентом конкурса является оперная дива Любовь Казарновская. Ведь пение (особенно в провинции) нередко является самым популярным видом исполнительского искусства.

Кроме того, «многовозрастной» формат конкурса дает возможность оценить в целом состояние подготовки вокальных кадров – особенно в провинции. Забегая вперед, скажем, что, по крайней мере, Ярославль – родина Леонида Собинова – традиции подготовки незаурядных певцов бережно хранит: заметная часть лауреатов происходит именно из «русской Флоренции» (так в последнее время иногда называют Ярославль).

Оценивать выступления детей – задача во многом самая простая и благодарная. Ведь они еще не научились притворяться, врать, кривить душой, делать что-то «вполовину». Известные слова Верди о том, что в искусстве надо прежде всего быть искренним, – это прямо о них. При этом программы у них совсем не детские – например, старинные арии Скарлатти, Джордани, Кальдары.

Один из победителей детской номинации уже хорошо известен – это финалист телеконкурса «Голос. Дети» 10-летний Валерий Кузаков из Якутска. Однако едва ли не большее впечатление на зрителей и членов жюри произвел 11-летний москвич, учащийся Детской музыкальной школы имени Й. Гайдна Илья Понти. Этот парень, без преувеличения, звучит и поет каждой клеточкой своего тела, и от каждой ноты – это очевидно всем! – он, не совсем формально говоря, ловит кайф.

Вопрос в другом: как долго сохранятся у него эти ощущения, и не сменятся ли они тем, что когда-то было метко названо «бескрылым профессионализмом»? Вдобавок тайны мутации детского голоса непредсказуемы и непостижимы до сих пор.

«В любом случае, я бы посоветовал ему ни в коем случае не перенапрягать в ближайшие годы голосовой аппарат – весьма печальный пример Робертино Лоретти известен всем», – сказал Илье член жюри, оперный певец, режиссер и организатор фестивалей Энрико Стинкелли.

За лучших тех, кто выступал в средневозрастной группе, в этом плане можно не беспокоиться: несмотря на весьма юный возраст, певческий голос у них просматривается, точнее, прослушивается, весьма отчетливо.

Как, например, у лауреата второй премии 16-летней Любови Богатырёвой из Ярославля, отлично справившейся со вставной арией Сюзанны из «Свадьбы Фигаро». Но подлинным феноменом должно признать 18-летнего ярославца же Александра Ершова – известная певческая фамилия тут вполне символична. Юный певец, блестяще исполнивший каватину Родольфо из «Сомнамбулы», имеет вполне сформировавшийся бас cantante очень красивого тембра.

Возрастные границы выглядят тут, впрочем, достаточно условно. В старшей группе выделялись те, кто еще совсем недавно пел бы в более младшей возрастной категории, и те, кто предстали уже вполне сформировавшимися оперными артистами. Из первых – 19-летняя тулячка София Дубровинская со светлым, подвижным и легким лирико-колоратурным сопрано; 20-летний армянский тенор (правда, его педагоги почему-то до сих пор уверены, что он – баритон) Навасард Акопян и запомнившаяся всем без исключения слушателям 19-летняя выпускница Ярославского музыкального училища имени Л. В. Собинова Алена Эйнзельд-Корсакова.

Александр Ершов

Запомнившаяся потому, что давно – поручусь! – северные веси не слышали лирического сопрано с тембром столь же южным, знойным, итальянским, называйте, как хотите. Тембром, подкрепленным очевидной музыкальностью. Будет как минимум очень жаль, если какие-нибудь бестрепетные консерваторские вивисекторы от вокала наждачной бумагой своей «педагогики» сотрут этот тембр, превратив его в типовой, весьма усредненный и ничем не выделяющийся из общего ряда вокальный «продукт».

Эйнзельд-Корсакова была удостоена третьей премии. А первые получили виртуоз россиниевского вокала тенор Ярослав Абаимов из «Новой Оперы» и солистка Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Наталья Зимина. Зимина в финале с поразительной пластичностью исполнила арию Секста из моцартовского «Милосердия Тита» и тут же – арию Эболи из вердиевского «Дон Карлоса». Ей,  по мнению многих экспертов, напоминающей по совокупности вокальных и сценических достоинств молодую Елену Образцову, было даже чуть тесновато в рамках конкурса.

«Признаюсь, я ехал сюда с изрядной долей недоверия и скепти­цизма, – сказал мне член жюри, импресарио, представитель старейшего венского музыкального агентства Opera Vladarski Вальтер Владарски. – Теперь же могу со всей ответственностью сказать, что уровень вокального конкурса вполне соответствует европейскому уровню аналогичных музыкальных состязаний».

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»