Мюзикл шагает вглубь веков События

Мюзикл шагает вглубь веков

«Король Артур» в Московском театре оперетты

На первый взгляд, выбор героя средневековых легенд для создания современного мюзикла кажется странным и малооправданным. Однако на самом деле выбор этот – снайперски точное попадание в цель. Во-первых, эпоха эта не только кровавых вой­н, но и романтических рыцарских турниров в честь дамы сердца. Во-вторых, от глубокого Средневековья осталось так мало достоверных исторических сведений и так много вымыслов, что они дают полную свободу драматургу в трактовке персонажей и событий, с ними происходящих. Но, конечно, основное, чем руководствовалась либреттист Жанна Жердер, она же и постановщик спектакля «Король Артур», это выбор заглавного героя для бенефисного спектакля – народного артиста России Герарда Васильева.

Собственно, такой же точный выбор был и в предыдущей постановке Жердер – «Цезаря и Клеопатры», с ситуацией любви стареющего римского полководца и юной египетской царицы. В новом спектакле эта тема, уже свободная от влияния драматургического первоисточника (в «Цезаре» это знаменитая пьеса Бернарда Шоу), дала возможность либреттисту придумать на основе древних кельтских рыцарских легенд многоплановое остросюжетное сценическое произведение и раскрыть лучшие качества «рыцаря оперетты» Герарда Васильева в заглавной роли.

Мудрый, добрый и справедливый правитель сказочного королевства Камелот, благородный, мужественный человек – таков обаятельный образ короля Артура, созданный маститым актером, сохраняющим много лет весь комплекс внешних и внутренних качеств, необходимых исполнителю «героического» амплуа музыкального театра. Нагрузка на него в спектакле весьма существенная: музыкальные монологи и дуэты, напряженные массовые сцены, не говоря уже о рубке на рыцарских мечах… И во всех эпизодах Герард Васильев убедителен и неотразимо обаятелен.

Автор музыки Гельсят Шайдулова известна больше как композитор-­песенник, однако имеет в своем активе несколько мюзиклов для детей и взрослых, поставленных на сцене. В частности, в Московском театре оперетты уже несколько лет с успехом идет «Брак по-итальянски». С удовлетворением можно отметить, что в «Короле Артуре» Г. Шайдулова сделала заметный шаг в своем творчестве. Рельефнее музыкальная драматургия, разнообразнее ритмы, умело использованы интонации и гармонические ходы кельтского происхождения, особенно слышимые в номере Шута в первом акте и в хоре рыцарей из второго. Запоминаются лирические высказывания – «Я судьбу посвящаю тебе» короля Артура и «Не отрекайся от любви» Ланцелота. Удачны динамичные номера колдуньи Морганы с балетом, сцена боя на мечах, темпераментные танцевальные эпизоды. Особняком стоит опереточный каскадный дуэт Шута и Элис. Его музыка находится в «чужой» жанровой стилистике, хотя и дает возможность исполнителям блеснуть танцевальной техникой, а зрителям – на время отвлечься от напряженной драматической коллизии сюжета.

Говоря о музыке «Короля Артура» справедливо отметить блестящую ее оркестровку, выполненную Алексеем Курбатовым. Она не только высокопрофессиональна, но и попросту красива. В ней искусно использованы тембровые особенности солирующих инструментов, в полном соответствии с характером музыкального номера персонажа или эпизода.

Ольга Белохвостова – Джиневра, Герард Васильев – Артур

Хореография спектакля создана балетмейстером Игорем Макловым, давним соратником Жанны Жердер. Танцы в «Короле Артуре» не иллюстративны или развлекательны; они продолжают и развивают действие, акцентируют события в королевстве Артура. Отметим пляску с молотами в хоре «Камелот, Камелот!», мужской танец во втором акте с мечами и остроумно использованными боевыми пиками. Удачно поставлены несколько подтанцовок Морганы и Мерлина с женским и мужским балетом.

Строга и монументальна сценография спектакля. Художник Владимир Арефьев представил сказочный Камелот, обитель рыцарей Круглого стола, как нечто сакральное, вроде древнего кельтского святилища Стоунхендж, с его кольцом циклопических каменных столбов. Но эти созданные фантазией художника громады очень подвижны; своими перемещениями по кругу они, почти не меняя места действия, придают ему дополнительную динамику, подчиненную логике и ритму происходящих событий.

При всей зрелищности и выразительности сценографического решения, оно все же показалось излишне мрачноватым. Костюмы рыцарей и других персонажей, а также хора и балета выдержаны в «условно историческом» стиле, в одной – серой – цветовой гамме, в которой выделяются только платья Джиневры и одеяние Шута.

Интересно выписанные роли дали исполнителям прекрасный материал для создания ярких и запоминающихся сценических образов, и талантливая труппа Московского театра оперетты сполна им воспользовалась, делегировав по два-три состава на каждую роль, кроме заглавной, которая по праву принадлежит Герарду Васильеву.

Джиневру, юную жену Артура, играют Ольга Белохвостова и Дарья Январина. Обе молодые артистки прекрасно поют, образ у каждой, хотя и в русле общего решения, но свой; Ольга – трогательна искренностью своих чувств, Дарья убедительна в передаче растерянности перед необходимостью выбора между полюбившимися ей людьми.

Смелого юношу Ланцелота, которого благородный Артур посвящает в рыцари Круглого стола, играют Павел Иванов и Анатолий Ищенко. Оба артиста близки по своей фактуре – высокие, статные, с хорошими вокальными данными. Им веришь, они темпераментны, удачно проводят и лирические, и героические эпизоды, их герой смел до безрассудства, привлекателен своей честностью и рыцарской доблестью. Такой Ланцелот – в исполнении молодых артистов – достоин любви Джиневры.

Заметное место в мюзикле занимает образ колдуньи Морганы. Ее сюжетные функции многообразны – она, с одной стороны, входит в «команду» короля Артура, вместе с ним стоит на защите Камелота, но у нее сложное отношение к предстоящей женитьбе Артура на юной Джиневре, так как она сама, как можно догадаться, любит старого короля. Елена Зайцева в своем блестящем исполнении этой роли играет прежде всего именно женщину – умную, решительную, могущую справиться со своей слабостью. Тепло принимаются ее музыкальные номера, в частности, дуэт с Мерлином и женским балетом в первом акте, и с мужским – во втором. Так что, колдунья-­Зайцева получилась весьма обаятельной.

Эту же роль с успехом играет и Наталия Мельник. Ее Моргана – уверенная особа, властная, но тоже симпатичная. Отлично исполняет артистка вокальные номера.

Еще две персоны входят в «бессмертную команду» короля Артура – это Мерлин и Шут. Волшебник Мерлин – один из наиболее известных героев кельтского эпоса, персонаж многих популярных легенд, сказок и романов. В мюзикле он хранитель «Книги судеб» и подобия средневековой лаборатории. Роль эта поручена двум ведущим острохарактерным актерам труппы театра – Александру Маркелову и Вячеславу Шляхтову. Оба исполнителя делают все, чтобы образ старого волшебника получился ярким и запоминающимся. Они по максимуму используют те немногие юмористические репризы, которые имеются в роли (и вообще в спектакле), азартно поют и танцуют.

Шут при короле Артуре – яркая личность в ярком наряде, выделяющемся на общем монохромном фоне. Дмитрий Лебедев играет его в полном соответствии с нашим представлением об этом персонаже, остроумном и преданном слуге своего господина. Неожиданно Шуту авторами поручена еще одна функция – лирическая: любовный дуэт с девушкой Элис, которая мечтает стать дамой сердца ­какого-­нибудь рыцаря… В каскадном танце этого дуэта в полной мере разворачивается талант другого исполнителя роли Шута – Александра Каминского. Исполнительницы партии Элис – Вита Пестова и Анастасия Пугина выразительно передают чувства и мечты юной придворной дамы, в восторге пускающейся в бурный пляс, когда ее мечта становится реальной.

Важное место в драматургии мюзикла играет образ рыцаря Мордреда, антагониста короля Артура, изменившего ему, преследующего Джиневру, захватившего ее земли и, подобно шекспировскому Яго, пытающегося погубить любовный союз Артура с молодой женой. Играть откровенного подлеца – трудная задача. Давид Левин, преодолевая трудности, создает выразительный образ корыстного властолюбца и интригана, но смелого воина, решившего поднять оружие на могущественного короля. Убедителен в этой роли и Артем Маковский, энергичный и темпераментный.

Трижды всматриваемся в себя События

Трижды всматриваемся в себя

Барри Коски и его спектакли

По следам «Общества закрытых исполнений» События

По следам «Общества закрытых исполнений»

Традиционный «Европейский концерт» Берлинского филармонического оркестра планировался в Тель-­Авиве – как часть большого турне коллектива и как важная страница израильского визита Франка-­Вальтера Штайнмайера, Федерального президента ФРГ.

Чем дальше — тем ближе События

Чем дальше — тем ближе

Ensemble Modern в проекте «On air»

Победа над изоляцией
События

Победа над изоляцией

Завершилось голосование по интернет-конкурсу «Чайковский из дома»