Начало всех перспектив События

Начало всех перспектив

В Иркутске прошел XIII Международный фестиваль «Звезды на Байкале»

Ежегодно организуемый Денисом Мацуевым фестиваль привлекал и привлекает крупнейших музыкантов – дирижеров и солистов. В их числе Зубин Мета, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет; американский пианист Александр Торадзе, лауреаты последнего конкурса имени П. И. Чайковского и др. Функцию бессменного солиста фестиваля выполняет Денис Мацуев. Интереснейшей и очень важной рубрикой фестиваля является рубрика «Молодые таланты». Звездный статус юных музыкантов подтвержден их многочисленными «регалиями»: званиями лауреата, дипломанта российских и международных конкурсов, гран-при, медалями. Участники нынешнего фестиваля – главные действующие лица описываемых двух дней концерта – лауре­аты и дипломанты Второго международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition (2018).

Уже в двух концертах, как в капле воды, отразилась специфика фестиваля. Перед слушателями предстала своего рода «галерея» портретов пианистов. Каждый – яркая индивидуальность, каждый отмечен «лица необщим выраженьем», без чего не может состояться крупный музыкант. Об уровне молодых исполнителей свидетельствуют концертные программы, предполагающие не только техническое мастерство, но и способность к прочтению непреходящего смысла. Таковы, в частности, Концерты Брамса, Скрябина, Прокофьева, исполня­вшиеся с иркутским Губернаторским симфоническим оркестром под управлением художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного деятеля искусств России Илмара Лапиньша. При том, что за интерпретацией пианиста стоит личность педагога (М. Лебензон, Ю. Богданов, Е. Березкина, Н. Трулль – перечень дан в порядке выступления учеников), в игре музыкантов ярко проявляется их собственная индивидуальность.

Роман Борисов, исполнявший Первый концерт Брамса (1-я часть), Вторую сонату Рахманинова в поздней редакции американского периода, производил впечатление серьезного и вдумчивого музыканта. В его интерпретации Концерта, задуманного Брамсом поначалу как симфония, раскрывалось богатство внутреннего мира композитора: тонкость лирики, достигаемая и за счет особого качества звука, эмоциональная изменчивость вплоть до претворения мощи, страстной, властной силы. Эта эмоциональная палитра объединялась у пианиста всепроникающим тоном размышления, интонационностью раздумья-вопрошания. Сам пианист, казалось, погружался в музыку до полного растворения в ней.

Вторая версия Сонаты № 2 Рахманинова, выполненная в Америке, более сложна, чем первая. Она выражает мир переживаний позднего Рахманинова. На прежнюю версию сонаты словно бы накладывается печать пережитого. Это рахманиновское «былое и думы» точно постигалось Борисовым в соединении стойкости, обреченности страданию, меланхолической лирики, лишенной аффекта романтического излияния.

Пианист Евгений Евграфов выглядел более ориентированным на монументальность, виртуозный блеск. В программе фигурировал Концерт Скрябина (две последние части), хореографический «Вальс» Равеля. Пианисту удавалось выстраивать единую линию развития масштабного целого, доводя ее до кульминационной точки, до смыслового итога. У Скрябина – в виде характерной скрябинской экзальтации. В сочинении Равеля – в завершении отчетливых оборотов венского вальса, блестящих глиссандо – «фантастическим и фатальным вихрем» (по замыслу композитора).

Второе амплуа Евграфова – композиция – было представлено Сонатой-миниатюрой. Выдержанная в современном стиле, она привлекала слушателей интересной музыкой, искренностью высказывания.

В программу выступления Егора Опарина – самого юного участника концерта (13 лет) – входил Первый концерт Прокофьева наряду с Экспромтом Шуберта и «Венским карнавалом» Шумана (1-я часть). Еще Николай Мясковский писал в свое время о «бесчисленных и необычных» технических трудностях, которыми изобилует Первый концерт Прокофьева. Игру Егора Опарина отличала техническая свобода. Не являясь при этом самоцелью, она служила средством воплощения прокофьевских «координат»: энергии, юмора, специфической прокофьевской лирики.

Исполнение Опариным сочинений романтиков соответствовало стилю и духу композиторов, характеру избранных пьес: сдержанности, типичной для высказывания Шуберта, яркой праздничности «Венского карнавала», оттеняемой эпизодически романтической грустью.

Примечательно особое качество, свойственное пиани­стической манере юного музыканта: ясность, прозрачность, чистота звучания всего комплекса музыкального материала. Будь то взаимодействие разных планов, голосов, изложение – произнесение фраз, логика интонационного развития. Сочетание этого качества с внутренней уверенностью, убежденностью, также присутствующей в игре пианиста, невольно воспринималось как признак мастерства – свидетельство больших задатков и перспектив.

В заключающем сольный концерт выступлении Евы Геворгян (Соната соль минор Шумана) дала о себе знать другая сторона многоликого романтизма: эмоциональная открытость, на грани стихийности; поэтичность лирики. Объемная, четырехчастная соната была исполнена технически безупречно.

Своеобразным финалом концерта молодых музыкантов с участием оркестра (день первый), еще только знаменующих устремленность к вершинам, стало выступление известного опытного скрипача Бориса Бровцына. Регулярно принимающий участие в международных фестивалях, играющий с лучшими оркестрами мира, он продемонстрировал превосходную технику, сообщив облику «прекраснодушного» Глазунова, в интерпретации его Концерта ля минор, драматическую глубину.

Рубрика «Молодые таланты» получила свое продолжение в нынешнем сезоне и, надо надеяться, в будущих фестивальных сезонах. Всем ее представителям остается пожелать новых успехов на избранном пути.

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»

Итальянские сезоны Гергиева События

Итальянские сезоны Гергиева

В Мариинском театре поставили редкую оперу Верди «Эрнани»

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе События

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе