Не для релаксации События

Не для релаксации

В Москве состоялся «диалог» Лучано Берио с Францем Шубертом

Есть произведения, известные всем от первой до последней ноты: пусть это и небольшое преувеличение, но популярность «Неоконченной» действительно такова. И одно лишь название мгновенно адресует нас именно к знаменитому шедевру Франца Шуберта. О нем, казалось бы, всё давно известно, от эмоций до темпов, но когда исполнять ее берется такой оркестр, как Musica Viva, упомянутые обстоятельства только сильнее подогревают интерес.

«Неоконченной» открылся проект «Шедевры и премьеры» Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина: программы этого цикла традиционно соединяют в одном концерте классические образцы и редко исполняемые произведения. На этот раз музыканты предложили публике эксклюзивный «диалог» Франца Шуберта и Лучано Берио.

Итак, симфония № 8, «Неоконченная». Интерпретация Рудина – не для релаксации. С одной стороны, это явная черта его дирижерского стиля с предпочтением интеллектуального подхода, с другой, просто необходимая «мера» для подобного репертуара.

Дирижер ведет симфонию ритмически абсолютно точно – наверное, для всей музыки, а для немецкой уж точно, это вовсе не сковывающее обстоятельство, а наоборот, ключ к свободе! Соблюдение ритма цементирует звучание: элементарно чувствуется правильно выстроенная форма, а значит и вся драматургия.

Главная тема, интонируемая гобоем и кларнетом, прозвучала с ощущением движения: при этом не меланхолично или взволнованно, а целеустремленно. Освобождение этой мелодии от привычного трепета, но не лишение ее необходимой напряженности положительно отразилось на логике перехода к побочной партии (как такового почти отсутствующего: есть только долгий звук у валторн). «Светлая вальсовая тема» здесь хоть и светла, но далеко не лучезарна. Дальнейшие взрывные оркестровые tutti, благодаря избранному замыслу, можно было предчувствовать на протяжении всей симфонии.

Самодостаточность первой части, конечно, не способствует общей целостности симфонии. Как пишут многие исследователи, «вторая часть – мир иных образов», стоит согласиться с этим, хотя Александр Рудин и Musica Viva сделали все возможное для единства двух частей.

Вслед за «Неоконченной» симфонией последовала музыка Лучано Берио. Два произведения, прозвучавшие в концерте «Шедевры и премьеры», несколько лет назад уже представлялись московской публике: Малена Эрнман в сопровождении опять же Musica Viva пела «Народные песни» в 2012 году, а симфонию «Rendering» на сцене БЗК в сезоне 2008 / 2009 исполнял Геннадий Рождественский в рамках своего шубертовского абонемента.

На этот раз в «Народных песнях» для меццо-сопрано с оркестром солировала Майте Бомон. Испанская певица обладает красивым и приятным на слух тембром голоса, блистательно владеет техникой, но сами песни очень разные (Америка, Франция, Сицилия, Италия, Сардиния, Азербайджан), и разнообразности и контраста неутолимо хотелось больше и больше… Или настолько сильны впечатления от знакомства с творчеством великой супруги Берио – Кэти Бербериан, первой исполнительницы этого опуса, способной в вокальном искусстве делать абсолютно все?

Тот самый обещанный «диалог» можно было услышать в Симфонии «Rendering» Берио, написанной в 1989 году по наброскам Десятой симфонии Шуберта. В предисловии к изданию Берио писал: «В течение последних нескольких недель своей жизни Франц Шуберт создал множество эскизов в рамках подготовки к Десятой симфонии ре мажор. Они довольно сложны и очень красивы и добавляют еще одно указание на новые пути, которые уводили Шуберта от влияния Бетховена. Рендеринг … предназначен для восстановления этих эскизов. Это не завершение или реконструкция. Эта реставрация выполнена в соответствии с современной реставрацией фресок, которая направлена на возрождение старых цветов, но при этом не пытается замаскировать причиненный ущерб, часто оставляя неизбежные пустые пятна в композиции».

Оркестр Musica Viva исполнил «Rendering» максимально рельефно: мастерство композитора соединилось с потрясающими умениями музыкантов и дирижера, обеспечив для слушателей почти картинную наглядность! «Здесь Шуберт… а здесь Берио», – говорила также сама за себя и звучащая музыка. Сочеталось всё очень органично, умно и с большим вкусом.

«Шедевры и премьеры» – два ключевых слова, между которыми относительно концертов Musica Viva смело можно ставить равно, в этом сезоне их отменный вкус подарил нам уже немалое количество интересных и удивительных программ. Однозначно, нам стоит следить за дальнейшим развитием событий.

Черный паяц События

Черный паяц

Новая постановка «Дон Жуана» на сцене Teatro Sociale в Тренто – копродукция театров Пизы, Ливорно и Лукки и Фонда имени Гайдна Тренто и Больцано.

Раскачали Сибирь События

Раскачали Сибирь

Союз композиторов России вместе с МАСМ «зачитали» современные партитуры в Новосибирске

Зал, музей, храм События

Зал, музей, храм

Владимир Спиваков открыл Новый зал Московского Дома музыки в формате современного арт-пространства.

Орган как центр мироздания События

Орган как центр мироздания

В Концертном зале «Зарядье» состоялась инаугурация нового органа