Не такой уж и неизвестный События

Не такой уж и неизвестный

Владимир Федосеев и Дмитрий Бертман представили на фестивале в Клину редко исполняемые произведения Чайковского

«Неизвестный Чайковский» – более чем смелое название концертной программы. Хотя почти у любого композитора мы не знаем много замечательной или, напротив, малоинтересной музыки, только в случае Петра Ильича поверить в такую аксиому совсем непросто. Наверняка у многих в памяти хранятся несколько часов его музыки?

Несмотря ни на что, собрать и объединить произведения Чайковского, которые мы зачастую даже и не имели возможности знать, автору идеи концерта Дмитрию Бертману удалось. Любопытно, что не всегда музыка оказывалась такой уж и неизвестной. Пели, например, Елена Михайленко и Иван Гынгазов дуэт Ундины и Гульбранда из незавершенной оперы «Ундина», а мы слышали тему дуэта Одетты и Зигфрида из «Лебединого озера». Кроме того, стиль Чайковского всегда моментально слышен, даже если музыка эксклюзивно ни на что не похожа, она все равно «генетически» нам знакома и близка.

Знаменитая тема любви из увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» в концерте прозвучала с вербальным смыслом. В кульминационном разделе дуэта из одноименной неоконченной оперы солисты «Геликона» Игорь Морозов и Анна Пегова распели ее на такой текст: «О, миг блаженный, остановись, о, ты, ночь любви, скрой и приюти под сень твою». Сейчас, может быть, этот дуэт и подзабыли, а раньше его пели часто: Козловский и Шумская, Лемешев и Масленникова.

Вспомним еще один пример любопытного «трюка», оживившего слушателей. Сцену Офелии из музыки к трагедии Шекспира «Гамлет» Юлия Никанорова исполнила на французском языке. Почему? По сведениям из буклета, как всегда, творчески подготовленного Адой Айнбиндер, в январе 1891 года «Гамлет» готовился в Мариинском театре к бенефису некоего французского актера. Говорят, сцена Офелии сохранилась не полностью, и недостающую мелодическую линию заполнили свободным речитативом – хотя звучит, будто так и задумано.

Многие произведения из программы «Неизвестный Чайковский» маэстро Владимир Федосеев в этот вечер дирижировал впервые, прежде в его репертуаре были только Хор цветов и насекомых из оперы «Мандрагора», дуэт из «Ромео и Джульетты» и «Ундина». Впрочем, услышать разницу между уже исполняемым и новым оказалось практически невозможно. А Владимир Иванович, между прочим, за два дня до концерта отметил 88-летие. Но возраст его дирижерскому служению идет скорее на пользу: оркестровое звучание Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского, как и прежде, отшлифовано по фирменному знаку качества, темпы адекватны, каждая музыкальная идея ясна и недвусмысленна.

В музыкальных интерпретациях солистов прекрасно угадывалось точное следование советам Федосеева, ведь его излюбленные вокальные приемы нам известны: portamento или аккуратное piano, например. Благо он работал с качественными голосами, не лишенными индивидуальности: Елена Михайленко, Юлия Никанорова, Анна Пегова, Иван Гынгазов и Игорь Морозов. Достойно с поставленными задачами справились Московский областной хор имени А.Д.Кожевникова и совсем юные музыканты, но уже, можно сказать, мастеровитые – Образцовый детский хор «Мандрагора» (Клинская ДШИ имени П.И.Чайковского). У всех солистов и артистов хора в арсенале вокальной техники есть главное – внимание к слову, умение с ним работать. Собственно говоря, поэтому результат и получился впечатляющим.

В разные годы у Владимира Федосеева музыка Чайковского звучала иногда даже кардинально по-разному, но всегда присутствовало что-то необъяснимо убедительное. Пусть прозвучит ортодоксально, но с другим дирижером «Неизвестный Чайковский» таким, как нам всем хотелось бы и каким мы его услышали, не получился бы.

Удивительно, но все в этот вечер были на своих местах. Каждый «пазл» как нельзя лучше играл на то самое «одно дыхание», на естественность. И это, безусловно, ценное драматургическое достижение авторов и участников проекта. Их серьезный творческий успех.

Взорвавшие тишину События

Взорвавшие тишину

В Новосибирске возобновлен VII Транссибирский Арт-Фестиваль

«Снегурочка» как пестрый карнавал и мелодрама События

«Снегурочка» как пестрый карнавал и мелодрама

Сезон Мариинского театра открылся премьерой оперы Римского-Корсакова

Все оттенки белого События

Все оттенки белого

«Страсти» по Кастеллуччи в зеркале Гамбурга

Московский праздник в сложные времена События

Московский праздник в сложные времена

Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко открыл балетный сезон гала-концертом