Неуспокоенный реквием События

Неуспокоенный реквием

В Малом зале Московской консерватории состоялся авторский концерт к 80-летию Тиграна Мансуряна. Автор присутствовал в зале и в финале горячо благодарил со сцены артистов

Тигран Мансурян при жизни удостоен статуса национального классика, он – обладатель  многочисленных наград в Армении и за ее пределами, был дважды номинирован на премию «Грэмми», а запись “Реквиема” удостоена премией ICMA-2018.

Наряду с экспериментами в области музыкальной формы, выразительных средств, он активно сотрудничал с киноиндустрией, создав саундтреки к фильмам «Цвет граната», «Осенняя пастораль», «Мы и наши горы», «Белые грезы», «Танго нашего детства» и десятку других.

В авторском вечере, инициированном Российской и Ново-Нахичеванской епархией Армянской Апостольской церкви и получившем благословение архиепископа Езраса Нерсисяна, прозвучала духовная музыка юбиляра: «Исповедую с верой» для вокального ансамбля, голоса и альта (слова Нерсеса Шнорали) и «Sonata da Chiesa» для альта и фортепиано. Композитор со сцены признался, что писал вокальный цикл для знаменитого британского «The Hilliard Ensemble», но звучание российских исполнителей – «Questa Musica» под управлением Филиппа Чижевского – ему оказалось ближе. Мансурян отметил и великолепных солистов: меццо Екатерину Бачук, альтиста Сергея Полтавского и пианиста Павла Домбровского.

Кульминацией программы ожидаемо стал «Реквием» памяти жертв Геноцида армян, в числе которых были и родные композитора. Впервые он прозвучал в 2011 году в исполнении Мюнхенского камерного оркестра и берлинского хора RIAS, по заказу которых Реквием и был создан. В Малом зале консерватории прошла российская премьера. Анонс композитора о том, что его задача – соединить канонические латинские молитвы с армянским пением, полностью оправдался.

В «Реквиеме» преобладают мрачные краски, аскетичность фактуры, его отличают истовая ритуальность и полное отсутствие «оперности», к которой мы привыкли в этом жанре. Контрасты, виртуозно поданные Камерным хором Московской консерватории и Тульским государственным хором (художественный руководитель обоих коллективов – Александр Соловьёв), направлены тут на передачу крайних эмоциональных состояний: тихого отчаяния и иступленной скорби. В Dies irae в партии хора добавились звукоизобразительные элементы: дробление слов и повтор слогов создавали аллюзию «заикающейся» от страха речи представших на Страшный суд, прием col legno у струнных передавал дрожь и стук костей мертвецов, восставших по зову «tuba mirum». Все это мастерски представил Камерный оркестр «Musica viva», за пульт которого встал Александр Рудин –  давний друг и пропагандист Мансуряна.

Развернутые сольные эпизоды у сопрано Марии Челмакиной и баритона Тараса Ясенкова возвращали нас во времена амвросианского пения, ведь армянская обрядовость впитала византийские традиции, отчетливо ощущаемые в музыке Мансуряна. Эти призывы к Господу, молитва на разные лады, выражающая отнюдь не смирение перед лицом Всевышнего, но личную боль утраты и гневный протест, не оставили зал равнодушным. Среди публики, устроившей бешеную овацию, было много соотечественников композитора, воспринявших это послание как личный призыв, были и профессионалы-музыканты, оценившие логику и оригинальную драматургию «Реквиема», его национальную идею.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди